Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Как создавалась Ленинградская симфония?

Пятого марта 1942 года в городе Куйбышеве, как в то время именовалась Самара, состоялась

премьера важнейшего произведения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича —

Ленинградской симфонии № 7.

 
Дмитрий Шостакович за роялем
 
Над знаменитой темой первой части симфонии Шостакович работал ещё до начала Великой Отечественной войны и представил её узкому кругу коллег и учеников в 1940 году. Но большую часть посвященного родному и любимому городу произведения композитор написал в сентябре 1941 года в окруженном захватчиками Ленинграде.

«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию», — писал Д. Д. Шостакович.

В теплую июньскую ночь 1941 года жизнь людей всей страны резко переменилась. Война, фронт и победа стали смыслом существования. В осажденном городе Дмитрий Дмитриевич преподавал в консерватории, вместе со студентами дежурил на крышах, как и другие ленинградцы рыл окопы для солдат.  

 

С первых дней войны в действующие части отправились концертные бригады. На передовой не было роялей, и Шостакович переписывал для убывающих на фронт музыкантов аранжировки и аккомпанементы под доступные в полевых условиях инструменты.



Но главным оружием оставалась собственная, льющаяся из самого сердца музыка. «Музыка неудержимо рвалась из меня», — вспоминал композитор позднее. Вдохновенному труду не смогли помешать ни бомбёжки, ни обстрелы, ни холод, ни голод. В радиообращении 17 сентября 1941 года Шостакович сообщил ленинградцам:

«Час назад я закончил вторую часть своего нового симфонического произведения… Я сообщаю об этом для того, чтобы все радиослушатели знали, что жизнь нашего города идёт нормально…»

Спустя 12 дней композитор закончил третью часть симфонии, после чего распоряжением городских властей его эвакуировали. Окончательно произведение было завершено уже в Куйбышеве.

Для работы Шостаковичу передали рояль из местной музыкальной школы. Но в отличие от созданных на едином дыхании трёх первых частей финал симфонии «не писался».



Неудивительно. Вырванный из родного города композитор оставил в Ленинграде друзей и учеников, а главное — мать и сестру, за которых страшно переживал и волновался.

Последняя часть произведения долго не получалась. Финал посвященной войне симфонии по логике вещей должен бы быть победным, торжественным и праздничным. Однако в действительности напряженные события развивались сложно и трудно. Победа, в которую все верили, к которой все стремились, была еще далека.

Жители блокадного Ленинграда набирают воду, появившуюся после артобстрела в пробоинах в асфальте на Невском проспекте, фото Б. П. Кудоярова, декабрь 1941

 

Композитор завершил работу над симфонией 27 декабря 1941 г. Финал он написал таким, как ему подсказало сердце. На титульном листе партитуры Дмитрий Шостакович вывел: «Посвящается городу Ленинграду».

 
Самосуд Самуил Абрамович
 

 

 

Композитор хотел, чтобы посвященное подвигу родного города произведение первым исполнил оркестр Ленинградской филармонии. Но его эвакуировали в далёкий Новосибирск, тогда как власти, придававшие симфонии большое политическое значение, настаивали на скорейшей премьере.

Впервые симфонию исполнил оркестр Большого театра под управлением дирижёра Самуила Самосуда. Концерт, который транслировали по всей территории Советского Союза, состоялся на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года.

 

«Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке, — охарактеризовал произведение А. Н. Толстой. — Она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний… Она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем».


источник          

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments