Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Category:

Супер шлягер ХХвека «Jealousy tango»

Танго «Ревность» (Jealousy tango)

-музыка страсти, написанная хладнокровным датчанином

Anne Akiko Meyers



 

Как сообщает зарубежная музыкальная статистика, в 1970-х годах среди всех музыкальных произведений по количеству публичных исполнений на первом месте в мире была песня "Yesterday" группы "Битлз", а на втором месте - танго "Ревность" (Jealousy tango),.

За прошедшие десятилетия эта мелодия несколько подзабылась, поэтому не грех напомнить, как, когда и благодаря кому появилось данное музыкальное произведение.

">

Танго "Ревность" было написано в 1925 году, а его автором является датский композитор Якоб GadeГаде (Jacob). и предназначалась эта мелодия в качестве саундтрэка (музыкального сопровождения) для американского фильма "Дон Ку, сын Зорро", являющегося продолжением фильма "Знак Зорро", о приключениях благородного разбойника Зорро в чёрном плаще и в чёрной маске, который считается чем-то вроде мексиканского аналога Робин Гуда.

У людей во всех странах укоренился уже стереотип - где латиноамериканцы, там кипят любовные страсти, и ревность среди этих страстей - далеко не самая последняя. Поэтому танго "Ревность" (Jealousy) пришлось очень кстати к фильму про Мексику времён испанского колониального владычества.

Почему продюсеры из США заказали музыку датчанину, а не американцу? Потому что Якоб Гаде (Jacob Gade) с 1919 по 1921 год работал в Нью-Йорке дирижёром оркестра, игравшего в кинотеатрах, и был широко известен в тогдашних киношных кругах.

Фильмы в ту пору были немые, без звука, и чтобы зрители не сидели во время показа в полной тишине, всё время, пока шёл фильм, играли музыку. Сначала это был просто пианист ("тапёр"), а затем в продвинутых кинотеатрах стали играть целые оркестры.

Первое публичное исполнение танго "Ревность" (Jealousy) состоялось в понедельник, 14 сентября 1925 года, на премьере фильма "Дон Ку, сын Зорро" в столице Дании Копенгагене. Оркестром во время показа немого фильма дирижировал сам автор музыки - Якоб Гаде.

Что любопытно, композитор сочинил ноты этого танго после того, как прочитал в газете заметку, что муж-цыган убил жену из ревности, отсюда и первоначальное название мелодии - "Ревность, цыганское танго" (по-датски - "Jalousie, Tango Tzigane"), однако затем, чтобы всё-таки приспособить музыку к требованиям заказчика, композитор убрал из названия упоминание о цыганах, и перевёл его на английский, в результате чего и появилось "Jealousy tango", или просто "Jealousy".

Кстати, у слова "jealousy" (произносится как "джэлази") есть в английском языке и второе значение, кроме "ревности" - "зависть". В общем-то, логично - ревность, по сути, и есть чувство зависти к тому, кого реально или мнимо любит объект Вашей собственной любви.

Однако вернёмся к музыке - написанное хладнокровным и уравновешенным датчанином танго "Ревность" стало настоящим олицетворением латиноамериканских любовных страстей, и скоро затмило своей славой сам фильм, ради которого оно и было написано.

Танго "Ревность", как уже говорилось, стало второй по популярности мелодией в мире, и буквально озолотило своего создателя, Якоба Гаде. На гонорары за исполнение этой музыки он даже создал специальный фонд для помощи молодым талантливым музыкантам.


Рукопись и обложка первого издания танго «Jalousie»

Впоследствии для танго "Ревность" стали придумывать тексты, одну из таких песен исполнял знаменитый итальянский поющий актёр Адриано Челентано, но всё же танго - это музыка сугубо инструментальная, и какие бы ни были замечательные стихи, без слов, как чистая музыка, оно звучит намного лучше.

Постепенно интерес к этой мелодии стал ослабевать, но в начале XXI столетия вновь возродился, и теперь танго "Ревность" (Jealousy) стали искать и скачивать в интернете в оцифрованном формате mp3.

Зрительный зал кинотеатра «Palads» в Копенгагене

Кстати, танго "Ревность" прозвучало не только в фильме про сына Зорро. В российской комедии 1990-х годов "Ширли-Мырли" есть фрагмент, когда звучит эта музыка - когда дирижёр Иннокентий Шниперсон приревновал своего двойника и брата-близнеца Василия Кроликова к своей невесте, и собирается выяснять с ним отношения.

Ревность - чувство, конечно, не очень хорошее, и в любви сильно мешающее, но одноимённое танго с музыкальной точки зрения просто безупречно, поэтому рекомендуем послушать.

 

Placido Domingo



Stephan Grappelli y Yehudi Menuhin



Vladimir Samsonov



Veronika Shabashova



Вивальди-оркестр

Katica Illenyi

Juliana Polyanskaya



Adriano Celentano



Филипп Киркоров



Ning Kam and the Danish Chamber Players



 

Якоб Гаде (Jacob Gade)

Если вспоминать стереотипы, сложившиеся о разных народах мира, репутация у датчан почти такая же, как у эстонцев - про них обычно думают, что это люди такие флегматичные, медлительные, абсолютно спокойные, и человеческие страсти им совершенно чужды. Однако композитор-датчанин Якоб Гаде (Jacob Gade) этот стереотип своей динамичной и страстной музыкой полностью опроверг.

Датский композитор Якоб Гаде (Jacob Gade)Якоб Гаде (Jacob Gade) родился 29 ноября 1879 года в городе Вайле, в центральной части Дании, в семье музыкантов. Его полное имя - Якоб Туне Хансен Гаде (Jacob Thune Hansen Gade). Нередко возникают трудности в произношении и написании его имени и фамилии - встречаются такие варианты, как Яков Гаде, Якоб Гадэ и англизированный вариант Джейкоб Гейд, хотя правильно - Якоб Гаде, с ударением на первый слог.

Якоб Гаде научился играть на музыкальных инструментах уже в раннем детстве, а в возрасте 9 лет даже выступал в качестве трубача в составе нескольких оркестров. В 12-летнем возрасте он переключился на скрипку.

Сочинять собственную музыку Якоб Гаде начал в подростковом возрасте, и поначалу это были вальсы, польки и кантри. А затем его жизнь круто переменилась.

В 16 лет молодой музыкант решил пуститься в самостоятельное плавание, и уехал на заработки в столицу Дании - Копенгаген.

Первые два года он развлекал игрой на скрипке полупьяную публику в разных мелких кафе и забегаловках, денег едва хватало на кормёжку, а про жильё можно было даже не мечтать - Якобу Гаде доводилось спать где придётся, нередко даже просто на полу под лестницей в подъезде какого-нибудь дома. По современной российской терминологии, он был в то время натуральный бомж.

Однако в 18 лет Якобу Гаде крупно повезло - его пригласили играть на скрипке в оперетте в ночном развлекательном центре «Frederiksberg». Откуда про него там узнали - история умалчивает. Возможно, кто-то из посетителей кафе, где он играл на скрипке, заметил, что парень играет замечательно, и рассказал про него кому-то из знакомых, тот ещё кому-то, а этот кто-то - кому-то ещё, уже из числа руководителей «Фредериксберга», и таким вот образом датское «сарафанное радио» в итоге и помогло молодому таланту.

В конце XIX века ночные заведения в Дании очень резко отличались от современных ночных клубов - никаких там «кислотных диджеев», никакой укуренной публики, всё чинно и благородно. И помимо всего прочего, там платили уже совершенно другие деньги по сравнению с кафешками для пролетариев.

Наконец-то Якоб Гаде смог получать более-менее приличную оплату за свой труд.

В 1903 году Якоб Гаде создал свой собственный оркестр, и дирижировал уже не только в ночных опереттах, но и в элитарных отелях перед важными заграничными гостями.

Формального музыкального образования у Якоба Гаде не было, и в 1909 году, в 30-летнем возрасте, он попытался поступить в Королевскую консерваторию датской музыки, однако его не приняли, мотивировав это тем, что он слишком стар, чтобы учиться.

С 1914 года оркестр Якоба Гаде стал играть на сеансах немого кино, и эта музыка была единственным звуковым сопровождением тогдашних фильмов. Параллельно композитор пишет вальсы, которые даже стали известны за границей, и Якоб Гаде получает прозвище «Датский король вальса».

В 1919 году Якоб Гаде уезжает работать в США, где сначала дирижирует оркестрами во время показов немого кино, а затем его приглашают играть в филармоническом оркестре Нью-Йорка.

В 1921 году Якоб Гаде (Jacob Gade) вернулся в Данию, и стал дирижировать в копенгагенском кинотеатре «Palads». В 1929 году появилось звуковое кино, и оркестры при кинотеатрах стали не нужны. Множество профессиональных музыкантов оказались безработными, но для Якоба Гаде эти перемены оказались безболезненными.

Ещё в середине 1920-х годов он стал писать танго, и хотя эта латиноамериканская музыка входила в диссонанс с датским национальным темпераментом, у Якоба Гаде неплохо получалось.

Звёздный час Якоба Гаде настал в 1925 году, когда он написал «Цыганское танго ревность» (Jalousie, Tango Tzigane), переименованное затем просто в «Ревность» (по-английски - «Jealousy»). Это танго было написано для звукового сопровождения американского фильма «Don Q. Son of Zorro», но затем оно стало расходиться по всему миру с сумасшедшей скоростью, без привязки к фильму.

Датчанин-флегматик смог передать в этой мелодии поистине южную страсть, и не случайно, что танго «Ревность» до сих пор слушают во всех странах мира, хотя другие танго и вальсы Якоба Гаде уже давно и прочно позабыты.

Гонорары, получаемые за исполнение танго «Ревность», позволили Якобу Гаде как бы уйти на пенсию - он купил домик в деревне, где и поселился вместе с женой, продолжая время от времени сочинять музыку, которая, однако, не имела уже такого успеха, как «Jealousy».

В 1956 году композитор основал «Фонд Якоба Гаде», для финансовой поддержки молодых талантливых музыкантов. Престарелый композитор не забыл, как в юности ему пришлось бомжевать и пробавляться случайными заработками, и не хотел, чтобы молодые датские таланты испытывали такую же нужду.

Якоб Гаде умер 20 февраля 1963 года, в возрасте 84 лет. Его Фонд действует и поныне, выплачивая стипендии одарённым музыкантам. Но главная память о композиторе - это его несравненное танго «Ревность», ставшее самым популярным танго XX века.

_____________________________________________

источник     источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments