Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Categories:

Забытые звёзды Советской эстрады «Елизавета Ауэрбах»

При одном упоминании о Елизавете Ауэрбах многие улыбнутся. Автор-исполнитель эстрадных миниатюр, искренняя и остроумная, она с первых фраз покоряла концертные залы.







Всегда ваша Ауэр-Баша
Театральные режиссеры так и не разглядели в чудачке и неудачнице Ауэрбах большую актрису с личным человеческим обаянием. Она была одной из творческих жертв МХАТа, но ждала своего часа. Как всегда, помог случай. Однажды, услышав в московском Доме актера нескладные военные воспоминания своего коллеги-актера, Елизавета Борисовна поняла, что сможет рассказать о войне и фронтовых встречах совсем иначе — сочетая, как в жизни, драматическое, лирическое и забавное.
В 1954 году МХАТ гастролировал в Одессе. Елизавету Ауэрбах, ввиду малозначительности ее статуса, поселили в коммуналке. Об этом узнала преподаватель Одесского университета, филолог и известный театровед Берта Яковлевна Барская и приютила актрису. Так началась их дружба, длившаяся десятилетия.
В те годы многие писатели  осваивали детскую тему — в других сферах советской литературы им не было позволено полноценно себя реализовать. В числе выдающихся детских писателей — вместе с Самуилом Маршаком, Корнеем Чуковским, Львом Кассилем и Агнией Барто — оказалась и Елизавета Ауэрбах. С особой любовью и нежностью она писала рассказы о детях, мир которых хорошо понимала и передавала. Многие помнят ее миниатюру про маленькую девочку, которая путала слова песенки: «Перышки у птички, / У Кати две косички, / Кошка глупая у нас, / Юрка ходит в первый класс». 
В начале 1960-х Ауэрбах окончательно уходит из театра на эстраду и выступает с концертами в разных городах России. Ее ранние рассказы связаны в основном с фронтовой тематикой, и авторское исполнение актрисы мхатовской школы сразу стало пользоваться успехом. Она жила трудной жизнью эстрадника, но помогало чувство юмора и умение видеть во всем только хорошее.
Елизавета Борисовна часто приезжала в Одессу, с этим городом у нее была взаимная любовь. Друзья-одесситы ласково называли ее Зюма и ждали в гости эту выдумщицу и мастерицу розыгрышей. Зюма собирала одесские афоризмы типа «Милочка, я никогда бы не позволила себе родить случайно!» — и «дорого продавала» их в Москве. 
Ауэрбах снялась в шести кинофильмах. В «Адъютанте его превосходительства» она сыграла маленькую роль Софочки, жены старого ювелира Исаака, создав колоритный национальный характер, мудрый и трагикомичный. С тех пор актрису не отпускали со сцены, пока она не произнесет свою коронную фразу: «Исаак, не валяй дурака, им нужен Федотов!» Фраза стала крылатой, как у Раневской: «Муля, не нер­вируй меня!»
Шли годы, Елизавета Борисовна замужем больше не была. Главными в ее жизни стали гастроли. На сцену выходила худенькая пожилая женщина с оренбургским платком на плечах. Мягкий, слегка глуховатый голос и интонации наивного удивления подкупали публику. Над ее юморесками «Рассказ деда», «Радикулит» или над случаем с таксистом, который ее принял за Татьяну Пельтцер, зрители хохотали до слез.
Считается, что юмор — это мужская территория, а главная причина юмористической отсталости женщин в том, что они лишены самоиронии. Но Ауэрбах не боялась быть смешной и была незлобивой. Она, с ее мягким юмором парадокса, считалась эталоном вкуса и меры.
Когда Елизавете Борисовне звонили по телефону, в трубке раздавалось приветливое: «Слушаю вас с удовольствием!» Это не было актерским приемом. Все, кто знал эту женщину, помнят ее редкую доброжелательность и душевную щедрость. Она всегда трудно жила материально, была трогательно беспомощна в быту, но никогда не жаловалась. 
В 1991 году Елизавета Ауэрбах получила звание народной артистки РСФСР, но любовь к ней уже давно была всенародной. Ее короткие рассказы — не только вершина эстрадного жанра, они — настоящая большая литература. Даже Фаина Раневская, Мария Миронова, Татьяна Пельтцер и другие великие «комические старухи» никогда не выступали с собственными импровизациями. Ауэрбах была единственная в своем роде, и до сих пор ее место никем не занято.
Однажды летом 1995 года вместо привычного: «Слушаю вас с удовольствием!» в трубке раздался совсем чужой голос…
«Но всему приходит конец, дикторы пойдут спать, швейцар, повесив на дверь гостиницы табличку с надписью «Мест нет», задремлет в старом кресле… Засну и я, может быть, нам всем приснится что-нибудь прекрасное, потому что оно, конечно, все-таки есть... Всегда ваша Ауэр-Баша».
Нам остались от нее три небольшие книжки, несколько публикаций и аудиозаписи.
 

Наталья ЧЕТВЕРИКОВА

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments