Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Владимир Софроницкий, Лев Оборин, Яков Флиер — их имена знала вся страна, а они отвечали за ее победы на культурном фронте. Еще большей самоотдачи требовало от артистов Искусство. Рояль на сцене, зал, готовый внимать и верить каждому звуку, — вот мгновения, ради которых они жили.
Великие советские пианисты — больше чем музыканты.

Пианист Эмиль Гилельс прославился на весь Советский Союз в возрасте 16 лет, когда победил на Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей
Если Рихтер вошел в мир большой музыки уже зрелым человеком, то о Гилельсе заговорили, когда ему было всего шестнадцать. Выдающийся пианист Артур Рубинштейн так вспоминает встречу с Эмилем, тогда еще юным студентом Одесской консерватории: «Директор консерватории представил мне небольшого роста рыжеволосого мальчика, который смущенно подал мне руку и тотчас же сел за рояль. После первых же тактов «Аппассионаты» я почувствовал, что передо мной щедро одаренный талант».
Одним из ярких художественных впечатлений своей жизни называл Яков Флиер выступление шестнадцатилетнего Эмиля на Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Он исполнял сложнейшие сочинения Баха, Брамса, Листа, Равеля.
Людвиг ван Бетховен, Соната для фортепиано № 23, |
Иоганн Себастьян Бах, Прелюдия си минор |

Искусство Гилельса уже в молодости являло собой редчайший сплав художественного интеллекта, творческого воображения, природного пианизма, отличного чувства формы и стиля.
Яков Флиер
Сольный концерт Эмиля Гилельса. Австрия, Оссиах, 1971 год
Окончив в 1935 году Одесскую консерваторию по классу Берты Рейнгбальд, Эмиль в течение трех лет оттачивал мастерство под руководством Генриха Нейгауза в Школе высшего художественного мастерства при Московской консерватории. Отношения с новым наставником складывались непросто, Гилельс чувствовал себя «гадким утенком», скучал по занятиям с Рейнгбальд. Для него она была «Учителем с большой буквы». Но у Нейгауза он научился многому: предельно внимательному отношению к нотному тексту, умению работать с новым репертуаром.
Сонаты Доменико Скарлатти |
Сергей Прокофьев, «Мимолетности» |
Гилельс играл музыку всех эпох — от композиторов эпохи барокко Жан-Филиппа Рамо и Доменико Скарлатти до современных ему Прокофьева и Шостаковича. Из классической музыки постоянными спутниками пианиста были сочинения Моцарта и Бетховена.
Эмиль Гилельс
Маленький Эмиль Гилельс и его педагог Берта Рейнгбальд
Эмиль Гилельс и Ван Клиберн
Эмиль Гилельс во время выступления
Эмиль Гилельс у зеркала
Эмиль Гилельс во время репетиции
Эмиль Гилельс среди преподавателей Одесской консерватории. 1969 год
Эмиль Гилельс во время выступления на концерте
Эмиль Гилельс
Эмиль Гилельс с дочерью. 1950-е
Гилельс был одним из первых советских музыкантов, который получил возможность много играть за рубежом. Иногда он проводил в зарубежных гастролях по нескольку месяцев в год.
День концерта для меня все равно, что для верующих день поста, религиозный праздник. И потому все постороннее должно отметаться в сторону
Пианист считал, что преподавание и участие в работе жюри различных конкурсов отвлекают его от главного дела жизни, поэтому со временем совсем отказался от этого. К каждому своему концерту он относился с трепетом.
продолжение следует
________________________________________
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru