Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Category:

Звёзды в Музыкальной гостиной. Stevie Wonder «Золотые хиты семидесятых»

 
 

В 1976 году на церемонии вручения «Грэмми» отсутствовал один из лауреатов — он был тогда в Африке. С ним попытались установить связь с помощью спутника, но сигнал был плохой, изображение всё время пропадало, и ведущий спросил: «Вы хорошо нас видите?». После чего страшно смутился, ибо на том конце провода был… Стиви Уандер.


«You Are The Sunshine Of My Life» (1972)

Стиви Уандер — второй «великий слепой» американской поп-музыки после Рэя Чарлза — родился 13 мая 1950 года и тогда его звали Стиви Хардэуэй Джадкинс. В отличие от Рэя Чарлза мальчик потерял зрение ещё новорождённым — из-за врачебной ошибки, находясь в камере для недоношенных. Но, благодаря матери, всегда относился к этому факту философски. 

 

Иногда создавалось ощущение, что слепота Стиви, больше напрягала окружающих, чем его самого. Не различая ночи и дня, он жил по своим биологическим ритмам и мог позвонить в 4 утра басисту со словами: «Приходи записываться». Уандэра вообще отличала чрезмерная спонтанность и непунктуальность. Так однажды во время записи альбома он вышел из студии со словами «Скоро буду» и… улететь в Африку на целых шесть недель!

Стиви Уандэр:
«Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а еще глупее — жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все — только намного лучше, намного интереснее».

 

И, действительно, судьба Стиви складывалась, как нельзя удачно. Талантливого чернокожего мальчонку с голосом почти в 4 октавы, прекрасно играющего на пианино и губной гармошке, заметили весьма рано. Директор Mottown Records Берри Горди, услышав Стиви, воскликнул: «Да ты просто маленькое чудо!». И уже в одиннадцать лет «маленькое чудо Стиви» («Little Stevie Wander») заключает свой первый контракт с фирмой звукозаписи. По его условиям все заработанные деньги складывались на специальный банковский счёт до наступления совершеннолетия.

 

Мальчик оправдал свой псевдоним, записав в 13 лет свой первый хит «Fingertips (pt 2)», а через год ещё один — «Uptight», после чего откинул приставку «little» и стал просто Стиви Уандэром.
Нередко бывает, что маленькие гении, подрастая, перестают казаться столь уж гениальными. У Стиви же, напротив, всё было впереди. Мало того, мальчик стал постепенно показывать зубки. В 1971 году он записал свой первый сольник с названием «Where I’m Coming From» («Откуда Я»), которое объяснил своим боссам так: «Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру. Мне кажется, вы меня неважно знаете и плохо представляете, откуда я пришел».

 



Как выяснилось, юноша не шутил. Став совершеннолетним, он действительно расторг контракт с Mottown, чтобы вскоре… перезаключить его на самых выгодных для себя условиях (полный контроль над творчеством и права на свои песни). Компанию можно понять — если за свою предыдущие заслуги Уандер заработал миллион долларов, то Mottown поимела не меньше 30 миллионов.

 

С 1972 года до самого конца десятилетия наступает «золотая эра» Стиви Уандэра. Он просто фонтанирует идеями и мелодиями. Так в 1972 году Уандэр выпускает целых два альбома, самым успешным из которых становится «Talking Book». Альбом включал в себя две будущие «нетленки». Первая — красивая нежная баллада — «You Are The Sunshine Of My Life» («Ты — солнечный свет моей жизни»), в которой мы в полной мере можем насладиться мягким пластичным вокалом Уандэра. Говорят, что он посвятил песню Сайрите Райт — своей коллеге, а также первой и единственной жене.

 



Надо сказать, что юноша женился весьма рано — в 20 лет — и, как выяснилось, не был приспособлен к семейной жизни. Он изменял направо и налево, при этом делал это не только с женщинами, но и с… синтезатором.
Сайрита вспоминала, как после первой брачной ночи, Стиви, не сказав ни слова, бросился к клавишам, объяснив: «Дорогая, синтезатор мне как семья! Как я могу не поделиться с ним своими впечатлениями!».
В итоге «солнце его жизни» сказала: «Я всегда живу в твоей тени» и через два года развелась (впрочем, бывшие супруги остались друзьями).


«Superstition» (1972)

От дел сердечных перейдём к делам духовным, ибо вторым хитом 1972 года стала песня «Superstition» («Суеверие»), в которой Уандэр проводит резкую грань между религиозной верой и суевериями (вроде числа 13 или разбитого зеркала). Недаром, если вы услышите её в каком-нибудь фильме, знайте, что она звучит не просто так.

Очень суеверно: надписи на стене.
Очень суеверно: лестницы, готовые рухнуть,
Тринадцатимесячный ребенок, разбитое зеркало,
Семь лет горя, счастье позади.

 Если верить в то, в чем не смыслишь,
Страданий не избежать,
Суеверие не выход.

 

Поначалу песня планировалась для великого гитариста Джеффа Бека — как бы в благодарность за его гитарные пассажи на альбоме Уандэра. Сердцевиной «Superstition» стал заразительный фанково-роковый рифф — один из самых известных риффов в рок-музыке (в частности, именно он вдохновил LED ZEPPELIN на песню «Trampled Underfoot». Сначала Уандэр наиграл его на кларнете, а потом пошло-поехало…

Стиви Уандэр:
«Я начал с партии ударных. Я думал над битом и грувом. Я все время подгонял себя, но это соответствовало настроению песни. Она была написана всего за одну ночь».

 

Песня вышла столь отличной, что Стиви Уандэр нарушил своё обещание и выпустил песню в своём исполнении. В результате «Superstition» стала первым хитом №1 в сольной карьере музыканта.

 

Джефф Бек тоже выпустил свою версию песню (и надо сказать, преотличную) под маркой BECK BOGERT & APPICE, но её, по понятным причинам, не особо заметили.



В 1986 году гитарист Стиви Рэй Вон выпустит ещё одну успешную  версию «Superstition», сопроводив её смешным клипом с чёрными котами, подковами и «пятницей 13».



Надо отметить, что Уандэр так устал в 1960-е от сладковатого саунда Mottown, что после ухода в сольное плавание стал добавлять в свои мелодичные песни больше роковой жёсткости, чем привлёк к себе внимание и белой аудитории.
Плюс к этому, Стиви стал, чуть ли, не первым чернокожим музыкантом, который стал использовать для написания песен синтезатор. Благодаря синтезатору, музыкант мог сам сыграть почти все партии инструментов на альбоме, что, собственно, и делал.

А тем временем слава Уандера росла и пучилась. За альбом 1972 года он отхватил сразу три «Грэмми» и дальше мы о «Грэмми» писать не будем. Скажем только, что Стиви — абсолютный рекордсмен по этим наградам — их у него семнадцать! Недаром в 1975 году Пол Саймон, получая «Грэмми» за лучший альбом, шутливо поблагодарил Уандэра за то, что тот не выпустил в этом году пластинки.


«Isn’t She Lovely», «Pastime Paradise» (1976)

Чем же занимался в это время Уандэр? После ещё двух успешных пластинок 1973 и 1974 года, он засел за запись своего, наверное, самого великого полотна — альбома «Songs in the Key of Life». Великим полотном я назвал его не просто так — песен было столько, что они не помещались даже на двойник, и пришлось выпустить довесок в виде EP.

 

Хитов на альбоме было уйма — это и риффовая «I Wish»  и стилизованное под ретро посвящение джазовым музыкантам прошлого «Sir Duke» (Дюк — это, конечно, джазмен Дюк Эллингтон) . Но нас с вами более интересуют две другие песни с альбома.

«Isn’t She Lovely» («Разве она не прекрасна?») интересует нас просто потому, что она красивая, лиричная, её любят женщины. Правда, посвящена она не женщине, а девочке — точнее новорождённой дочери Уандэра — Айше. Мама Айши — Иоланда Симмонс — родит музыканту ещё одного ребёнка, но, помня о предыдущей неудаче в браке, Стиви на ней так и не женится.



Вторая песня, о которой пойдёт речь, масса народа знает лишь опосредовано. Впервые услышав «Pastime Paradise» Стиви Уандэра, многие воскликнут: «Так это же практически «Gangster’s Paradise» — убойный хит рэппера Coolio 1995 года выпуска?».

 

Начнём по порядку. Увлечённый синтезаторами Уандэр приобретает в 1975 году раритетный аппарат Yamaha GX1 весом 300 кг и стоимостью 60 тыс. долларов. Таких синтезаторов было выпущено не менее 50 штук, то есть, это был новейший и моднейший гаджет того времени. С помощью него Стиви и записал те самые знаменитые струнные партии в «Pastime Paradise», почти неотличимые от живых инструментов.

 

Звукорежиссёр Гэри Олазабал:
«Позже мы прокрутили песню для одного легендарного музыканта, чьё имя я не хочу называть, чтобы не расстраивать его. Он спросил Стиви, где записывали струнные, и Стиви ответил, что это Лондонский Филармонический оркестр. Ну, парень поверил ему, хотя мы со Стиви пошутили; к счастью, парень ушёл и больше не появлялся в студии. Я сказал: «Стиви, давай ему скажем правду» — так и не сказали».



И вот однажды, спустя почти 20 лет, друг Кулио по прозвищу L.V. начал напевать мелодию припева «Pastime Paradise». Тут на Кулио снизошло вдохновение, и он тут же начал сочинять свой текст. При этом рукой сурового рэппера, по его словам, чуть ли не впервые водило что-то не злое, а доброе. Это не был очередной хит про баб, шикарные тачки и неимоверную бандитскую крутизну.

 

В оригинале Уандэр пел о проблемах в обществе (сегрегации, изоляции, эксплуатации) и о том, что надо не мечтать о рае, а делать всё, чтобы его приблизить. У Кулио же родилась горькая песня-сожаление о гангстергской судьбе. Её открывали строки из 23 Псалма, произносимого обычно на похоронах: «Когда я пойду долиной смертной тени…».

Они управляют ситуацией, они заставили меня понять,
Что я не могу жить нормальной жизнью. Я вырос на комиксах,
Поэтому мне место в банде хулиганов.
Я слишком часто смотрел телевизор, и это повлияло на мою
психику.
Я образованный дурак, я работаю не головой, а мускулами.
Со мной всегда пушка десятого калибра и огонёк в глазах.
Когда я под кайфом, я люблю устраивать пушечный фейерверк,
А если моим ребятам не весело, я прихожу в ярость, дурак…
Смерть – это всего лишь навсего отсутствие сердцебиения.
Я живу, но я не знаю, буду ли жить дальше.
Мне 23. Доживу ли я до 24?
Я не знаю, что меня ждёт впереди.

Большую часть жизни они провели в гангстерском рае.
Мы продолжаем проводить большую части жизни в гангстерском
рае.



Текст действительно вышел ярким, «Gangster’s Paradise» стал первым рэп-трэком №1 в США, а также самым продаваемым синглом года. Хотя чего бы она стоила без проникновенных сэмплов из оригинала Уандера? Стиви же не только милостливо дал разрешение на их использование, но ещё и исполнил песню вместе с Кулио на «Billboard Awards 1995» <смотреть>.

Но вернёмся в 1976 год. Выход мегаальбома «Songs in the Key of Life» стал для Уандэра определённой вершиной его творческих способностей. Какое-то время Стиви успешно оставался на плаву, записывая неплохие песни (например, регги «Master blaster (Jammin’)» 1980 г.) <слушать>. В 1982 году он отметился в дуэте, исполнив с Полом МакКартни одну из самых известных песен о межрасовой терпимости — «Ebony And Ivory» («Чёрное эбонитовое дерево и слоновая кость»).
А потом для многих поклоннков своего творчества он совершил «грехопадение» — записал песню «I Just Called To Say I Love You».


«I Just Called To Say I Love You» (1984)

Но это для поклонников, а вот широкие массы до сих пор воспринимают творчество Уандэра через призму этой электронной баллады, в которой пелось, что телефонный звонок с простыми словами «Я люблю тебя» может превратить любой день в праздник.

 

Это не празднование Нового Года,
Не покрытая шоколадом конфета в форме сердца
В подарок.
Не первый день весны,
Не песня, которую нужно спеть.
Это просто еще один обычный день.

Я просто позвонил сказать, что люблю тебя.
Я просто позвонил сказать, как сильно я люблю.
Я просто позвонил сказать, что люблю тебя.
И это — от всего моего сердца.



В фильме «Фанатик» 2000 г. продавец музыкального магазина даже называет «I Just Called…» «заезженным сентиментальным дерьмом» и «музыкальным преступлением Стиви Уандэра». Но женщинам такие мелодии нравятся, а куда мы без женщин?

Эта сладчайшая, как сироп песня с банальнейшей аранжировкой, навязчиво звучащая почти всю вторую половину 1980-х, была написана Уандэром специально для комедии 1984 года «Женщина в красном» с Келли Леброк в главной роли. Именно благодаря Стиви фильм и получил свой единственный «Оскар» — «за лучшую кинопесню» <слушать песню с кадрами из к-ф>.

 

При этом «I Just Called To Say I Love You» заборола даже такую отличную кинопесню, как бодрый гимн из «Охотников за привидениями». В 1985 году свою версию песни «To byl vam den» («Это был твой день») исполнил чешский «соловей» Карел Готт <слушать>.
Победное шествие  «I Just Called…» немного омрачил скандал, когда бывший соавтор Стиви — Ли Гаррет — предъявил свои права на авторство хита — впрочем, безуспешно.

Практически в том же саунде — только поживей — звучал следующий хит Уандэра — «Part Time Lover» (1985). Песня установила своеобразный рекорд, возглавив хит-парад «Billboard» сразу в четырёх категориях (поп, r’n’b, дэнс и поп, ориентированный на взрослых). Но ей же было суждено стать последним хитом №1 в карьере Уандэра.



Хотя наш герой, пока жив-здоров, и кто знает…

 



_________________________________________

 Автор: Сергей Курий 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments