Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Categories:

Мариано Фортуни-и-Карбо. Музей Прадо представляет выставку испанского виртуоза – вестника импрессио

В Мадриде проходит крупная ретроспектива творчества прекрасного испанского художника, чье имя озарило искусство 19 века и уверенно зазвучало во всей Европе после смерти великого Гойи. Экспозиция в Мадриде — первая монография Фортуни, которую организует музей Прадо, выставляя в своих залах 169 полотен, 67 из которых впервые покинули свои музейные и частные коллекции.
 
Выставочные залы разместили работы Мариано Фортуни в хронологическом порядке так, что зритель, проходя через них, может исследовать весь творческий путь художника, и понять, какие мастера, школы, культуры повлияли на его творчество.
 
 
Мариано Фортуни. Любитель гравюр
Любитель гравюр
Мариано Фортуни
1856, 47×66 см
В первых залах нас встречает юный Фортуни, который учится в Риме на стипендию муниципалитета Барселоны и оттачивает свое академическое мастерство, закладывая прочный фундамент, на котором будет основываться весь его путь мастера-виртуоза. Уже здесь 23-летнего молодого художника отличает замечательное чувство цвета, глубокое понимание формы, его любовь к акварельной технике, его тонкая кисть, которая зачастую совмещает в себе и живописный мазок и графический штрих, а также его страсть к деталям, драпировкам и орнаменту.

Эта страсть полностью захватит все его существо в Африке, куда он, сразу после Рима, будет послан волонтером на 2 года для зарисовок эпизодов испано-марокканской войны. Об этом периоде нам рассказывает следующий выставочный зал, где кроме военных сцен, появляются сцены арабского быта, арабские типажи и где царят особый цвет, свет и колорит северной Африки.
Мариано Фортуни. Арабская фантазия
Арабская фантазия
Мариано Фортуни
1867, 52×67 см
Мариано Фортуни. Битва в долине Вад-Рас (эпизод войны в Африке)
Битва в долине Вад-Рас (эпизод войны в Африке)
Мариано Фортуни
1861, 54×185 см
Жизнь в Марокко ощутимо повлияла на всё последующее творчество художника. Даже после того, как он возвращается в Европу, африканские мотивы продолжают проходить ярким лейтмотивом по всей партитуре его творчества. Свои арабские фантазии он рисует по воображению и по памяти с невероятной точностью натурных сессий. Именно за эту любовь к знойной экзотике и восточным мотивам рядом с именем Мариано Фортуни в книгах по искусству обычно пишут: «художник-ориенталист».
Мариано Фортуни. Одалиска
Одалиска
Мариано Фортуни
1861, 56×81 см
Мариано Фортуни. Верблюд
Верблюд
Мариано Фортуни
20×35.7 см
Мариано Фортуни. Сесилия де Мадрасо


  Мариано Фортуни, «Сесилия де Мадрасо»


Период с 1863 по 1868 годы складывается для художника благоприятно: в Мадриде он получает заказ на потолочную роспись резиденции королевы Изабеллы II, в Мадриде же он находит и свою любовь. Фортуни и женится на Сесилии Мадрасо — к слову, она весьма кстати оказывается дочерью известного испанского художника Фредерико Мадрасо — придворного художника и директора музея «Прадо». Эта свадьба, разумеется, укрепляет положение Фортуни в обществе и в художественной среде.
 

Отдельный зал на выставке отведен под офорты Мариано Фортуни: в его графике 1865 — 1869 годов все так же доминируют арабские мотивы. Ещё в своём первом путешествии в Африку художник осознал, что офорт — наиболее подходящая техника, для того чтобы передать загадочный мир этой удивительной страны.

В технике офорта главные художественные ориентиры для Фортуни — Рибера, Рембрандт и Гойя, он заочно учится у этих мастеров. В своих записях художник однажды напишет: «С каждым днем я нахожу все больше общего между тем, что искал Гойя и тем, что ищу я».
Мариано Фортуни. Араб, покрывший тело своего умершего друга
Араб, покрывший тело своего умершего друга
Мариано Фортуни
1866, 21.6×41 см
Мариано Фортуни. Отшельник
Отшельник
Мариано Фортуни
1869, 37.7×50.4 см
Благодаря своей дружбе с известным торговцем картинами Адольфом Гупилем Фортуни добивается международного признания. Период с 1868—1870 год — пиковый отрезок карьеры мастера и невероятный взлет его творчества. В это время создаются знаменитые жанровые картины художника «Викарий» и «Выбор модели», которые приносят ему громкую славу. Это достаточно большие полотна со сложными многофигурными композициями, которые можно рассматривать часами, ведь «конек» Фортуни — это детали. Их также отличает поистине импрессионистским колорит и особая выразительность персонажей.
Мариано Фортуни. Курильщик опиума
Курильщик опиума
Мариано Фортуни
1869, 38.4×49.8 см
С 1870 по 1872 год художник проводит в Гранаде. Специфический цвет андалузской земли, выжигающий улицы полдень… Мастер снова погружен в столь любимую им атмосферу востока. Педро де Мадрасо, — испанский художник, поэт, искусствовед, издатель, — пишет о Фортуни: «Он часами пропадал в восхитительных залах царей грандского эмирата — там он медитировал, искал вдохновения и новые идеи, которые потом с мастерством воплощала в жизнь его удивительная кисть».
Мариано Фортуни. Старая мэрия Гранады
Старая мэрия Гранады
Мариано Фортуни
1873, 35×48 см
Одна из лучших картин Фортуни — «Трибунал Альгамбры». Это очень медитативная вещь: несмотря на то, что сюжет описывает судебный процесс над заключенными, картина не вызывает ощущения гнетущей драмы. Все здесь затаилось и замерло: Фортуни наполил свое полотно застывшим светом и обжигающим воздухом, а малахитовые витражи и плитка словно затягивают зрителя в сказки из «Тысячи и одной ночи».
 
Мариано Фортуни. Трибунал Альгамбры
Трибунал Альгамбры
Мариано Фортуни
75×59 см
Последние два года жизни художник живет с семьей в Италии, большей частью на побережье Неаполя в Портичи. Работы этого периода наполнены невероятной нежностью. Семейный уют, любовь, гармонии и умиротворения — таковы ориентиры Фортуни. В это время мастер достигает финансового благополучия и может себе позволить писать лишь то, что ему интересно. Нередко главными действующими героями работ художника становятся члены его семьи.
Мариано Фортуни. Дети художника в японской гостиной
Дети художника в японской гостиной
Мариано Фортуни
1874, 44×93 см
Мариано Фортуни. Сад в усадьбе Фортуни
Сад в усадьбе Фортуни
Мариано Фортуни
1877, 40×28 см
Работа «Сад в усадьбе Фортуни» была закончена после смерти художника другим мастером, Раймундо Мадрасо (Raimundo de Madrazo).
Мариано Фортуни. Обнаженный мальчик на пляже в Портичи
Обнаженный мальчик на пляже в Портичи
Мариано Фортуни
1874, 13×19 см
Акварели Фортуни становятся деликатными по цвету и живут на тонких цветовых отношениях. В них Фортуни одним из первых применяет приемы японских акварелистов, что также дает основание думать о нем как о предвестнике импрессионизма.
Мариано Фортуни. Автопортрет


Неожиданно для всех в 1874 году, среди безоблачных итальянских пейзажей на фоне тёплой семейной неги в семье Фортуни разразилась трагедия. Художник заболевает малярией, которая вскоре уносит его жизнь. Но имя его продолжает звучать: сын художника, названный по испанской традиции так же, как и отец — Мариано Фортуни и Мадрас, стал продолжателем славы этой фамилии в 20 веке. Фортуни-младший был знаменитым модельером, изобретателем формулы уникальной ткани, о котором так же можно написать отдельную статью.

Слева: Мариано Фортуни, «Автопортрет»

Возвращаясь в выставочные залы музея Прадо, отметим, что художник Фортуни был широко известен в России в 19 веке. Павел Чистяков, один из самых талантливых русских педагогов живописи и рисунка, на занятиях по акварели вдохновлял своих учеников работами испанца.
 
В его мастерской Михаил Врубель был удостоен прозвища «Фортуни» за акварельную технику, напоминающую приемы испанского мастера.
 
Мариано Фортуни. Портичи
Портичи
Мариано Фортуни
1874, 32×46 см
Сам Михаил Врубель в одном из писем так описывает свою работу над акварелью «Натурщица»: «…Акварель, если будет так идти, как идет, то будет действительно вроде дорогой работы Фортуни, кличка которого все более за мною утверждается в Академии».
Мариано Фортуни. Поселение бедуинов. Наблюдательный пункт
Поселение бедуинов. Наблюдательный пункт
Мариано Фортуни
1862, 28×44 см
Не только на Врубеля повлиял Фортуни. Серов также обращал свое внимание на испанца, Репин и Поленов восторженно отзывались о нем. Вот слова Поленова, который посетил в 1875 году в Париже посмертную выставку работ Фортуни: «…меня лично охватил и поглотил один художник, произведения которого составляют, по моему пониманию, самую высокую точку развития нашего искусства; он, как мне кажется, есть последнее слово художественности в живописи в настоящее время „…“ Он соединяет со строжайшим, но не условно мертвым академическим, а жизненным рисунком, с неуловимо тонким реальным, хотя и личным, чувством цвета (его картины, если так можно выразиться, серебристо-перламутровые) самое правдивое сопоставление предметов, как оно в живой действительности только и бывает, и потому до поразительности новое и своеобразное».

Репин тоже был впечатлен: «Фортуни поразил всех современных художников Европы недосягаемым изяществом в чувстве форм, колорите и силе света».
Мариано Фортуни. Идиллия
Идиллия
Мариано Фортуни
1868, 31×23 см
Мариано Фортуни. Маскарад
Маскарад
Мариано Фортуни
1868, 44×62 см
________________________________________________________
источник              

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments