Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Супер хит ХХвека «Какой инструментальный хит был создан из музыки Чайковского»

Помню, как в своё время я впервые решил прослушать «Щелкунчика» Чайковского полностью — от и до. И с удивлением обнаружил, что ни одной незнакомой мелодии мне так и не попалось — все их я уже где-то слышал по частям. Это касалось и многих других произведений русского композитора. Говоря простым языком, Пётр Ильич оказался настоящим хитмейкером — его мелодии были яркими, красивыми и мгновенно цепляющими.

Какой инструментальный хит был создан из музыки Чайковского, а какой - из шотландской народной песни?

 

 

Неудивительно, что на творчество Чайковского поп- и рок-музыканты положили глаз уже давно. Примеров тому масса.

Мотивы «Лебединого озера» мы можем услышать в композициях групп WALLACE COLLECTION («Daydream», 1969), MADNESS («Swan Lake», 1979) и BLACKMORE’S NIGHT («Writing On The Wall», 1997). Не говоря уже о хите «Щелкунчик» от Николая Трубача и Бориса Моисеева, который заполонил отечественный радиоэфир в конце 1990-х.


 

Какой инструментальный хит был создан из музыки Чайковского, а какой - из шотландской народной песни?

 

В.BUMBLE & The STRINGERS — «Nut Rocker» (1962)

Одним же из первых, кто попытался положить музыку Чайковского на ритмы рок-музыки, стал американский продюсер Ким Фоули. Сначала он получил права на «Марш оловянных солдатиков» из «Щелкунчика», после чего попросил пианиста Х. Б. Барнума обработать мелодию в быстрой и ритмичной манере. 

Версия получила название «Nut Rocker» («Ореховый рокер»), которое было откровенным каламбуром («Щелкунчик» по-английски звучит как «Nutcracker»). Сингл вышел в 1962 году под маркой «Jack B. Nimble and The Quicks», но признания не получил. Тогда руководители лейбла «Rendezvous Records» убедили Фоули, что их сессионные музыканты запишут версию получше.

 

Так и случилось. В том же году «Nut Rocker» вышел под другой маркой — В. BUMBLE & The STRINGERS. Сингл попал на 23-е место американского хит-парада, а в Британии и вовсе возглавил топ. Интересно, что это произошло в то самое время, когда английские снобы из BBC ввели запрет на пародирование классической музыки. Однако послушав «Nut Rocker», коллектив решил, что хотя это и пародия, но она носит поверхностный характер и «не оскорбляет чувства разумных людей».



После успеха сессионные музыканты были переформатированы в гастрольный ансамбль и отправились пожинать плоды славы. Ну, а «Ореховый рокер» пошёл гулять по рукам. Например, гитарная группа VENTURES записала на его основе композицию «Nutty».

Второй виток славы «рок-марша» Чайковского пришёлся на 1972 год, когда прог-рокеры из EMERSON, LAKE & PALMER издали на сингле свою версию под уже слитным названием — «Nutrocker». Запись представляла собой финальный трек «живого» выступления группы в марте 1971 года, которое в итоге вышло пластинкой под названием «Pictures at an Exhibition» (название связано с тем, что большая часть выступления состояла из обработок сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки»).Хотя сингл «Nutrocker» сам по себе высот в чартах не занял, альбом показал отличные результаты (№ 10 в США и № 3 в Британии).



***



LORD ROCKINGHAM’S XI — «Hoots Mon» (1958)

Кто-то черпает своё вдохновение в классике, а кто-то в фольклоре. По крайней мере, в последнем случае права точно приобретать не надо. Да и поиздеваться над мелодией можно без оглядки на высоколобых ценителей.

Вот и лидер британской группы LORD ROCKINGHAM’S XI — Гарри Робинсон — решил сделать весёлый музыкальный хит в рок-стиле из старинной шотландской песни «The Hundred Pipers» («Сто волынщиков»). Даром, что сам оригинал звучал возвышенно и помпезно.

Дело в том, что «The Hundred Pipers» была посвящена героическому эпизоду т.н. якобитского восстания 1745 года — последней попытки династии Стюартов воссесть на шотландский престол. В песне воспевалось взятие войсками принца Чарльза Эдварда Стюарта английского города Карлайл, стоящего на самой границе с Шотландией. Как писалось в «Истории Шотландии» Д. Х. Бартона, принц въехал в Карлайл на белом коне, а перед ним шли сто волынщиков, играющих пронзительную мелодию.





Ну и что сделал Гарри Робинсон? Взял, да и превратил героическую песню в скоростной инструментал под названием «Hoots Mon», где саксофоны играют столь задорно, что хочется не торжественно вышагивать, а пуститься в пляс. Кстати, это один из первых рок-хитов, где использовался орган Хэммонда — вскоре этот инструмент станет безумно популярен у рокеров всех мастей.

 

По мере работы над композицией Робинсону вдруг захотелось добавить веселья, а именно проорать несколько «глупых фраз» — причём на шотландском диалекте. Среди них мы можем слышать такие специфические выражения: «Och aye» (аналогичное восклицанию «Да!») и, собственно, «Hoots mon» (междометие, обычно означающее «Эй, человек!»). Хотя Робинсон сам был родом из Шотландии, он так перестарался с произношением, что привёл в недоумение даже своих земляков. Что, впрочем, не помешало синглу возглавить британский топ в 1958 году.



В 1993 году мелодию «Hoots Mon» можно было услышать в рекламном ролике винной жевательной резинки от компании «Maynards».

 



А в 2003 году композицию переиграла английская ска-группа BAD MANNERS.



________________________________________________
Сергей КурийСергей Курий   

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments