Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Categories:

Тайны Миланского двора.

   «Дама с горностаем»   


Леонардо да Винчи и герцог Сфорца. Гравюра XIX века.

Одним из самых ярких государей эпохи ренессанса можно назвать правителя Милана - герцога Людовико Сфорца, который носил прозвище Мавр (il Moro - итал.). Правление Людовико Сфорца длилось всего 19 лет (1480 - 1499 годы) и стало для Милана эпохой политического, экономического и культурного рассвета города. Его блестящая эпоха завершилось упадком, захватом и разграблением Милана французской армией. 

Миланское герцогство было одним из богатых государств в Европе, доходы которого составляли 700 тысяч дукатов. Для сравнения - это половина доходов Франции и общий доход Англии того времени. 

лена руденко

При дворе герцога в качестве военного инженера трудился гениальный Леонардо да Винчи, который предложил на вооружение свои изобретения «очень лёгких и прочных мостов», «пушек, мортир и лёгкого вооружения новой удобной формы, сильно отличающегося от всего известного; вооружённых повозок, неуязвимых и неприступных». «Милан находился в состоянии войны, поэтому ясно, что Леонардо мог быть полезен скорее как инженер, чем как художник» - пишет историк Коллинсон-Морлей Леси в книге «История династии Сфорца». 

По одной из версий, свое прозвище Моро герцог получил благодаря смуглой коже. По другой версии, прозвище Моро от слова «Morus» - название дерева «шелковица», которые считалось символом мудрости.



Крепость Сфорца в Милане неспроста напоминает Московский кремль. В 1493 году Милан посетили послы из Московии, искавшие мастеров и архитекторов для укрепления кремля в Москве. Герцог радушно принимал гостей из дальних земель, устроив охоту в их честь. 




Башня миланской крепости "как в Москве"



Конечно, как у большинства влиятельных правителей, в жизни герцога Сфорца среди войны и политики было место любовным переживаниям. Как отмечали летописцы, «Лодовико не был вульгарен в своих любовных связях» и испытывал к своим дамам сильную искреннюю привязанность. Герцог, увлеченный науками и искусством, отдавал предпочтение образованным дамам. 

Первой знаменитой фавориткой герцога стала Чечилия Галлерани «восторженные поклонники считали ее одной из самых образованных женщин в Италии».   




Фаворитка герцога Чечилия Галлерани предстала перед потомками в образе «Дамы с горностаем» (Dama con l'ermellino) работы Леонардо да Винчи. Горностай был геральдической эмблемой семьи Сфорца. На портрете Чечилии примерно 18 лет. 



Поэт Беллинчони посвятил картине стихи. 

– Природа, сердишься, завидуешь чему-то?
– Да Винчи, что звезду земную написал,
Чечилию, чей взгляд прекрасный так блистал,
Что солнца лик сумел затмить он на минуту.

– Вся честь – одной тебе, Природа; хоть как будто
На полотне – вся слух, сомкнувшая уста…
Знай, ведь она теперь живая навсегда,
И стала вечным твоей славы атрибутом.

За это – славь Иль Моро. Или всё же,
Талант и руку Леонардо восхвали,
Он сохранил тебя навеки для потомства.

Портрет увидев, люди скажут грёжа,
Что им сейчас как дар преподнесли,
Пленительный пример природы чудотворства.

«Ломбардским увальням и обжорам дан прекрасный урок: в конюшне, полной навоза, тосканец сумел отыскать перл чистоты и изящества, лютню, бренчание которой заглушает пьяные вопли этих наглецов и бездельников» - писал Беллинчони.




Молодой герцог Сфорца (?)


Леонардо обращался к Чечилии с почтением «Возлюбленная моя богиня…» (amantissima mia diva), но общении они перешли на «ты», что по тем временам это считалось слишком фривольно. Есть версия о любовной связи Леонардо и Чечилии. Не думаю, чтобы честный Леонардо, получающий от герцога жалование за службу, опустился бы до такого предательства. 

Спустя годы, Чечилия в ответ на просьбу прислать портрет для сравнения с другими работами Леонардо писала о слабом сходстве портрета с ней: «…не подумайте, ваша милость, что это вызвано какой-то ошибкой мастера — хотя, с другой стороны, я не уверена в его точности, — но это лишь следствие того, что портрет был написан в то время, когда я еще была так неразвита, и с тех пор я так сильно изменилась. Никто, видя меня и этот портрет вместе, не подумал бы, что это мое изображение».




Портрет Чечилии (?) работы Леонардо да Винчи
 

Неудивительно, Леонардо любил творческие эксперименты. 

В Милане у Леонардо да Винчи появились возможности осуществить свои идеи, которые его современниками казались безумством: «Если он начинает работать над планом купола для миланского собора, то тотчас же погружается в расчеты общих для всех куполов механических и архитектурных законов. Если он берется соорудить конную статую Франческо Сфорца, то его энергия вскоре уходит на изучение анатомии животных или на исследование вопросов, связанных с плавкой металла в нескольких печах. Работы не закончены, но теории разрастаются, обогащаются и расширяются во всех направлениях, отвечая ненасытным устремлениям мастера и снабжая его идеями для новых трактатов».




Бартоломео Венето."Святая Цецилия, играющая на лютне" Возможно, портрет Чечилии
 

Современники очень доброжелательно отзывались о Чечилии.
«В то время, когда благороднейшая и достойнейшая синьора Цецилия, графиня Бергамини, пила минеральные воды в Баньо д'Аквано, чтобы поправить свои недуги, ее навещали многие господа и дамы, отчасти из-за того, что она была приветлива и добра, отчасти из-за того, что в ее компании можно было встретиться с самими лучшими и выдающимися умами Милана, как, впрочем, и с иностранцами, которым случилось здесь оказаться» - писал Маттео Банделло.




Во дворе крепости герцога Сфорца в Милане 


 

Предположительно, отношения Людовико Сфорца и Чечилии продолжались около трех лет пока герцог не решился заключить династический брак с принцессой Беатриче д’Эсте – дочерью герцога Эрколе д'Эсте – правителя Феррары. Договоренность об этом династическом союзе была заключена несколько лет назад, но герцог был слишком увлечен фавориткой, он медлил и переносил свадьбу, «ссылаясь на юный возраст невесты».

Свадьба состоялась в 1491 году. Многогранный Леонардо да Винчи выступил распорядителем свадебной церемонии. 
Леонардо был не только художников и ученым, но и организатором утонченных праздников с музыкой, пением и театрализованными представлениями. Он сам придумывал костюмы для актеров, развлекавших гостей. 




 

Паоло Джовио писал о Леонардо: «Он был творцом всех изысканных представлений и в особенности утонченных сценических зрелищ, опытным также и в музыке; он играл на лютне и прекрасно пел, и стал в высшей степени угоден всем знавшим его государям». 

Беатриче «поначалу не питала никаких чувств к Людовико, но впоследствии была совершенно очарована его добротой и учтивостью».

Узнав, что во дворце в соседних покоях живет любовница мужа и его внебрачный сын, гордая принцесса пришла в негодование. Беатриче не намеревалась терпеть унижение. Она грозилась аннулировать брак и вернуться домой к своей семье. Ее отец не собирался терпеть оскорбление дочери и наставал, чтобы Чечилию либо отправили в монастырь, либо выдали замуж, иначе он разорвет брачный договор. Принцесса не скрывала неприязни к Чечилии и всегда старалась выставить соперницу на посмешище. Герцогу пришлось согласиться. 




Гордая принцесса - Беатриче д’Эсте
 

Как гласит предание - «Беатриче, только что выйдя замуж и узнав об этой связи герцога, ревновала его, грозила вернуться в дом отца, феррарского герцога, Эрколе д`Эсте». Благородный Сфорца «вынужден был поклясться торжественно, в присутствии послов, не нарушать супружеской верности».

Чечиллия была выдана замуж за разорившегося графа Бергамини «готового на всякие услуги». В качестве прощального подарка от герцога Сфорца она получила богато украшенный дворец. Герцог желал «подчеркнуть свое уважение к ней и воздать должное ее достоинствам». В браке у Чечилии и с графом родилось четверо детей. 

Исход оказался благоприятным для Чечилии. Обычно в те времена неугодных легко устраняли при помощи яда. Отравленный порошок могли подсыпать не только в еду и напитки, но и в косметику. Яд, смешанный с пудрой, проникал сквозь поры кожи в кровь жертвы. 




Герцог Сфорца в латах 
 

Законная супруга Беатриче д’Эсте стала достойной правительницей Милана. Принцесса «с характером решительным и упорным и острым умом, увлекаемым всеми соблазнами роскоши и очарованным искусством» принимала прямое участие в государственных делах. 

«Её безграничная, бурлящая жизнерадостность совершенно покорила её умеренного, уже зрелого супруга, который едва мог устоять под напором её темперамента» - пишет летописец. 

Как писал Галеаццо да Сансеверино, «между ними возникла такая любовь, что мне кажется, едва ли два человека могут любить друг друга сильнее».

 




   «Грустная Мадонна»   


Изабелла Неаполитанская (Арагонская).
По одним источникам это рисунок Леонардо да Винчи, по другим - Джованни Антонио Больтраффио

 

Людовико Сфорца, начал править Миланом как регент своего безвольного племянника Джана Галеаццо, который рано пристрастился к выпивке, что было редкостью для благородного юноши эпохи Ренессанса, и поддался «низкой страсти к обоим полам». Принц был «хотя и красив, но очень недалек умом». Говорили, что Людовико Сфорца осознанно потакал порокам своего племянника, чтобы тот не вмешивался в государственные дела.

лена руденко



Супруга Джана Галеаццо – принцесса Изабелла Неаполитанская тяготилась таким положением. Формально она была герцогиней Милана, но фактически хозяйкой во дворце стала Беатриче, супруга герцога Сфорца. Изабелла не намеревалась отказываться от законной власти, она пыталась отстаивать права своего мужа и старалась убедить его взяться за государственные дела, но Галеаццо «не был умен и только повторял то, что супруга говорила ему». 

По одной из версий, Изабелла Неаполетанская стала прототипом легендарной Джоконды Леонардо да Винчи. 




Джан Галеаццо в образе святого Себастьяна. Один из первых красавцев Италии.
(Рис. Джованни Антонио Больтраффио)
 

Вероятно, Джан Галеаццо не был олицетворением низменных страстей, которым его пытались выставить летописцы, чтобы польстить потомкам Людовико Сфорца. 

«Две гордых королевы» во дворце поначалу пытались поладить. Веселая Беатриче старалась оказывать родственнице свое дружеское расположение и доверие. 

Со стороны казалось, что две герцогини подружились, они вместе любили похулиганить, позабыв о правилах этикета. На охоте они часто скакали на перегонки и пугали утонченных дам, проносясь мимо на бешеном скаку. 
Людовик Сфорца доброжелательно относился к Изабелле, его забавляли эти проделки. 



 

Людовико Сфорца писал старшей сестре Беатриче об их проделках в Милане, когда две благородные дамы решили сами сходить в город за продуктами: «Во время дождя они, покрыв головы платками, с дюжиной служанок отправились в город за продуктами». В Милане горожанки не носили платки и посмеялись над принцессами, которых не узнали в нарядах простолюдинок. «Моя жена была вне себя от гнева и ответила им так, что казалось, дело закончится потасовкой. Вернувшись, промокшие насквозь и грязные, они являли собой забавное зрелище. Думаю, что если бы вы, Ваша Милость, были здесь, то они бы были еще более расстроены, поскольку вы, при вашей отваге, если бы кто-либо посмел оскорбить их, то сумели бы защитить их всех, и обидчики имели бы дело с вашим кинжалом» - рассказывал герцог старшей сестре жены. 

Однако соперничество между принцессами усилилось. Изабелла Неаполитанская не могла сдержать раздражения, замечая, что наряды и украшения Беатриче гораздо богаче, чем у нее. Всеми финансами семьи занимались Людовико Сфорца и его супруга. Беатриче обладала неудержимым тщеславием и любила похвастаться своим богатством. 




Набросок Леонардо да Винчи. Предположительно, Изабелла Неаполитанская. 
 

В 1492 году в Милане пошли слухи, которые дошли до Ферранте Неаполитанского, деда Изабеллы. Придворные шептались будто Изабелла пыталась отравить Боццоне - любимого фаворита своего мужа. 

Герцог Неаполитанский пришел в ярость от клеветы на любимую внучку. Он написал, что давно следовало бы отравить Боццоне-негодника, и во всем виноват герцог Людовико Сфорца, который должен был сразу прогнать содомита, а не потакать подобным непристойностям во дворце. 

Ферранте отправил в Милан послов с требованием соблюдать уважение к его внучке, эти переговоры закончились словесной перебранкой между Людовико Сфорца и послами. 




Изабелла Неаполитанская (Арагонская) в образе святой мученицы (Рис. Джованни Антонио Больтраффио).

Непростая судьба Изабеллы Неаполитанской стала символом мученичества. Художники, восхищаясь смелостью и силой характера Изабеллы, изображали ее в образе мучениц или печальных Мадонн с рыжими волосами.




Для сравнения знаменитая "Мона Лиза"
 

После рождения у Людовика и Беатриче наследника положение Изабеллы Неаполетанской ухудшилось. Людовико и Беатриче позиционировали своего сына как будущего правителя герцогства Миланского. 

Изабелла написала своему отцу Альфонсо Калабрийскому письмо, в котором просила помощи.
«Уже столько лет, отец мой, как вы отдали меня за Джан Галеаццо с тем условием, что когда он возмужает, то будет править самостоятельно, подобно тому, как правил его отец Галеаццо, его дед Франческо и все его предки Висконти. Но хотя теперь он повзрослел и уже стал отцом, он по-прежнему не имеет власти в собственном герцогстве и даже самое необходимое получает лишь после неоднократных просьб от Людовико и его министров. Вся власть в руках Людовико, тогда как мы, лишенные денежных средств, ведем жизнь обычных граждан… Недавно его жена родила сына, и все говорят, что он намерен сделать его графом Павии, чтобы затем его сын смог унаследовать герцогство. 

Все почести воздаются его матери, в то время как с нами и нашими детьми обращаются с презрением. Мы рискуем своими жизнями, оставаясь в его власти, поскольку он способен втайне избавиться от нас, с тем чтобы положить конец существующей вражде, и я могу остаться одинокой вдовой, лишенной какой-либо поддержки. У меня есть смелость и ум: народ сочувствует мне и жалеет меня, тогда как его ненавидит и проклинает, поскольку он грабит подданных вследствие своей жажды золота; но я вынуждена подчиняться силе и сносить всевозможные оскорбления. Я не могу говорить открыто, поскольку назначенные им слуги доносят ему обо всем. 




Изабелла Неаполитанская в образе печальной Мадонны.
(Рис. Джованни Антонио Больтраффио)
 

И если отцовские чувства, если любовь ко мне, если мои праведные слезы могут тронуть вас, если в вас есть сколько-нибудь королевского величия, то спасите вашу дочь и вашего зятя от рабства и оскорблений, верните им власть, которой их хитростью лишили. Если же вы вовсе не заботитесь обо мне, то я скорее сама покончу с собой, чем подчинюсь чужому ярму, что является для меня большим злом, нежели позволить другому узурпировать мои права».

Письмо герцогини вызвало негодование среди монархов Европы и стало причиной многих раздоров. Однако прямо поссориться со Сфорца никто не пожелал. 

Джан Галеаццо скончался в 25 лет в 1494 году. Он тяжело заболел и умер, когда они с супругой отдыхали в Павии – любимом имении Изабеллы. Они любили совершать романтические прогулки верхом сидя на одной лошади. 

По одной из версий Джан Галеаццо был отравлен мышьяком по приказу дяди, но противники этой теории возражают, указывая, на симптомы болезни и образ жизни покойного. 
«Жестокость, в любых ее проявлениях, была совершенно чужда натуре Людовико» - отмечают летописцы. 




Король Франции Карл VIII у постели умирающего Джана Галеаццо 
(Filippo Pelagio Palagi)
 

В последние дни жизни Джан Галеаццо прощался с родными и близкими, спрашивая простодушно, будут ли они скучать по нему. Король Франции Карл VIII приезжал в Павию навестить Галеаццо, который был его кузеном. Говорили, что Изабелла, знала о намерениях Карла напасть на ее родной Неаполь, упала к нему в ноги, умоляя пощадить. Король был растроган и пообещал сохранить от разорения ее родные края. Действительно, Карл VIII вошел в Неаполь без единого удара копья, но ненадолго. Через год брат Изабеллы - Фердинанд II отвоевал Неаполь. 

На следующий день после смерти Джана Галеаццо его дядюшка Людовико Сфорца провозгласил себя правителем Милана. 
Во время похорон Джана Галеаццо к алтарю, где был установлен гроб с покойным, кто-то подбросил эпиграммы, обвиняющие Людовика Сфорца в отравлении племянника. 

Беатриче проявила сострадание к горю вдовы, она лично встретила Изабеллу по дороге в Милан. В знак почтения Беатриче вышла из своей кареты и пересела в карету родственницы. Современники рассказывали, что она разрыдалась вместе с вдовой. 



Мадонна Лита работы Леонардо да Винчи.

Предположительно, Изабелла Неаполитанская. 

По одной из версий, Изабелла Неаполитанская после смерти мужа вступила в морганатический брак с Леонардо да Винчи и даже родила детей. 


«Вид плачущей герцогини с тремя ее маленькими детьми, одетой в грубое платье, подобное одеянию монахини, расплавил бы даже камень» - писал придворный шут Бароне. 

Вдова решила остаться в Милане вместе с детьми, ожидая лучших времен…

_______________________________________________

Продолжение следует... 

lenarudenko   

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments