О чём "Пиковая дама" Чайковского?
"Пиковая дама" Чайковского - это лучшая русская опера. Уж на что Чайковский был болезненно самокритичным человеком, но и то эту оперу он считал шедевром.
Это настоящий триллер с тремя трупами и двумя призраками. Тут всё пронизано страхом и ужасным предчувствием, которое в конце оправдывается на сто процентов.
Итак, бедный, как церковная мышь, молодой офицер Герман влюбляется в небесной красоты девушку. Он не знает, кто она, но готов на неё молиться. Пока он просто стоит вечерами под окнами её комнаты и ждёт, не мелькнёт ли за занавеской милый силуэт.
В один несчастный для него день он узнаёт две плохие новости: эта девушка, оказывается, внучка и наследница огромного состояния старой графини, не чета ему, мелкой армейской сошке. К тому же она уже обручена с его сослуживцем князем Елецким. Бывают такие плохие дни.
Но есть и хорошая новость, которую он только что узнал от приятеля Томского. Оказывается, существует быстрый способ разбогатеть.
Вот что рассказал Томский в своей Балладе:
Эту самую старую графиню, чьей внучкой оказалась любимая Германа, называют в Петербурге Пиковой дамой. Когда-то она была молода и невероятно хороша собой. Однажды в парижском игорном доме она проигралась в пух и прах. Её спас граф Сен-Жермен: он подсказал ей комбинацию трёх выигрышных карт и она отыгралась. Но расплатиться ей пришлось у него в спальне.
Д.А.Шмаринов. Иллюстрация к "Пиковой даме"
Дважды в своей жизни графиня поделилась тайной трёх карт: с мужем и с молодым любовником. А потом к ней явился призрак, который сказал, что она погибнет от руки страстно влюблённого человека, который придёт к ней, чтобы узнать эти карты.
Вот эта последняя строчка и засела в сознании Германа. Он решает идти ва-банк и бороться за Лизу, терять ему все равно совершенно нечего.
Этой же ночью, не откладывая дела в долгий ящик, он лезет к ней в комнату, ловко цепляясь за водосточную трубу, по стене дома, и прячется на балконе.
Лиза
Она из тех, в чьем тихом омуте водятся большие черти. Вроде бы она полностью подавлена своей деспотичной бабкой графиней, но на самом деле она способна на многое. У неё предчувствие, что вся её судьба скоро полетит в тартарары, и она почему-то очень этого хочет, хоть и трепещет от страха.
Кто хочет, тот добьётся. И не успевает Лиза закончить свою арию про то, что она, кажется, влюбилась в незнакомого офицера, как внезапно этот самый офицер заходит в её спальню через балконную дверь. Она, конечно, страшно пугается. В этой опере то и дело кто-нибудь страшно пугается и поёт при этом "мне страшно".
Разговор у них странный, чисто оперный. Никто, как в обычной жизни, не говорит для начала - "добрый вечер! разрешите представиться - Герман" - "очень приятно - Лиза". Вместо этого Герман сразу вынимает пистолет и собирается тут же застрелиться, если Лиза его выгонит. При этом он называет её "небесным созданьем", а она его "безумным человеком".
Кадр из фильма-оперы "Пиковая дама" (1960)
Может, оно всё как-то и обошлось бы без скоропалительных решений с обеих сторон, но тут в комнату Лизы на шум заходит её бабушка, та самая роковая носительница тайны трёх карт. (Герман едва успевает спрятаться за портьерой). Она, как всегда, противно брюзжит и стучит на Лизу своей клюкой. Мол, "что за мода не спать по ночам, немедленно в постель! нечего свечи мне тут жечь, они нонче дороги!"
Эта бабушка уже так, видно, достала внучку своими маразматическими претензиями, что как только та уходит, Лиза уже не гонит Германа, а лаконично говорит ему "я твоя!", возможно, просто из духа противоречия.
Герман, конечно, счастлив безмерно. Но что дальше? Теперь Лиза его, но денег, чтобы бежать с ней, как не было, так и нет. Вот если бы знать те три карты! Но как встретиться с графиней наедине?
Эти мысли безостановочно крутятся у него в голове, как колесо рулетки. Он уже и сам не понимает, о ком он больше думает: о Лизе или об этой старухе.
Через несколько дней на балу Лиза сама назначает ему свидание в её комнате и говорит между прочим, что пройти туда он должен через спальню графини.
Для Германа наступает час Х. Он проникает в спальню графини и ждёт, трепеща от страха и вдыхая запахи старушечьих растирок.
Графиня
Графиня возвращается с бала в крайне раздражённом состоянии, и Герман, спрятавшийся за шторой, с омерзением наблюдает, как непрерывно ворчащую старуху раздевают и готовят ко сну.
Наконец, её оставляют одну, и она начинает напевать скрипучим голосом по-французски арию времен своей молодости. Вот эту зловещую Песенку Графини, известную всем по заставке к "Что? Где? Когда?" (это изменённая цитата из старинной французской оперы).
Эва Подлесь - ну очень натуралистически...
Старуха вот-вот заснёт, она уже дремлет и пропускает слова, и Герман, не помня себе от страха, усилием воли выталкивает себя из-за портьеры.
Представьте, что бы вы почувствовали, если бы в вашей, освещённой одним ночником, спальне перед вами вдруг предстал бы совершенно сумасшедшего вида мужчина? Вот и Графиня онемела от страха. Так что разговор получился странный...
Пласидо Доминго великолепен в этой сцене! И обязательно послушайте, как совершенно демонически ревут тромбоны в самом конце. Это нечто!
Осталось уже немного
Дальше все стремительно катится под откос. Старуха-графиня на кладбище, а Герман всё не может переварить этот облом всей своей жизни. Его измученный мозг крутится вхолостую, гоняя по кругу одно и то же: "Старуха! Три карты! Три карты! Старуха!"
Ну, и она к нему, конечно, приходит в белом саване в одну страшную ночь. Это, конечно, не для слабонервных и кардиологических больных. Чайковский говорил, что когда он писал эту сцену, у него самого от ужаса волосы стояли дыбом.
Пласидо Доминго и Элизабет Сёдерстрём (не в белом саване, а в красном платье, что ещё страшнее)
Между прочим, призрак графини ещё наказывает Герману жениться на Лизе. Но кто такая Лиза и зачем она вообще, Герман уже не знает. Лизе ничего не остаётся, как исполнив очень печальную арию, утопиться в Зимней канавке.
Три карты
А Герман бежит со всех ног в игорный дом. Он ставит одну за другой тройку и семёрку. Гора купюр перед ним растёт. И Герман с полным ощущением, что дело его в шляпе, пьёт залпом вино и поёт в полной эйфории свою арию "Что наша жизнь - игра!" - гимн всех игроманов и циников. Вот же до чего докатился наш лирический Герман(
Владимир Атлантов - главный Герман советских вемен.
Но правильно говорят: "Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь". Вместо последнего туза Герман по ошибке ставит даму пик. Груда денег переезжает к его противнику, и ему остаётся только заколоться (куда пропал его пистолет - остаётся неясным).
В последний миг своей жизни он всё же вспоминает с любовью ту, из-за которой и закрутилась вся эта история.
P.S.
Князь Голицын, приятель Пушкина, как-то проигрался в пух и прах. Его бабушка, графиня Голицына, назвала ему три карты и посоветовала поставить на них. У Голицына, в отличие от Германа, всё сработало. Эта реальная история и послужила поводом для Пушкина написать "Пиковую даму".
________________________________________
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru