Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Categories:

✨ Русские военные марши🎺

Военная музыка как жанр началась с Петра Первого, который создал в России регулярную армию и полковые оркестры. А он, как известно, был совсем равнодушен к внешним атрибутам исконно русского колорита. Национальные декорации его не интересовали.

В России того времени вообще не было русских профессиональных музыкантов, все они были выписаны из Германии и Франции. Так что русского колорита в русских полковых маршах не может быть по определению. Да и патриотизм тогда не был так тесно увязан с национальной темой, как сейчас, например.

Первые образцы наших полковых маршей были точно такими же, как в других европейских армиях: британской, австрийской, саксонской. А на них всех, в свою очередь, сильно повлияли турецкие янычарские оркестры. Большой барабан, треугольник, тарелки, флейты - всё это турецкая мода.

 Марш Лейб-гвардии Преображенского полка

Самый знаменитый и старый русский полковой марш, носящий имя элитного Петровского полка, сейчас воспринимается как воплощение русского воинского духа. Он действительно великолепен.

 



Но что в нём русского, кроме того, что мы привыкли слышать его на всех российских парадах? Сравните его с ещё более старинным Маршем британских гренадёров, и вы увидите, что эти марши - родные братья. 

 



Преображенский марш звучит "своим" и в других странах. Он как родной влился в военную музыку Пруссии, Испании и Великобритании. Это наш им царский подарок)

Имена авторов старинных полковых маршей, в том числе, и Преображенского, остались в потёмках истории. Ноты этих маршей переписывались от руки или разучивались со слуха.

  Егерский марш.

Знаменитый Егерский марш в равной степени принадлежит Германии, России и Швейцарии. Он появился примерно во времена наполеоновских войн, но в какой стране впервые - неизвестно. Это самый яркий пример того, что военные марши - понятие общеевропейское.

В Германии он называется «Alter Jägermasch» - "Старый Егерский". В Швейцарии его исполняют на празднике встречи весны в третий понедельник апреля, и там он называется Züricher Sechseläutenmarsch.

Им отмечала свои победы Гитлеровская армия, а чуть позже советские войска прошли на параде Победы по Красной площади в 1945 году под эту же музыку.



 Марш Лейб-гвардии Его величества Казачьего полка

Этот марш - пример того, как писались полковые марши в 19 веке. Полков в армии было много, а маршей мало. Поэтому русские военные капельмейстеры (а это были, в основном, чехи и немцы) создавали марши из популярной концертной, оперной или балетной музыки. Того, что было под руками.

В данном случае в основу Марш Лейб-гвардии Его величества Казачьего полка положен Свадебный марш Феликса Мендельсона. В нём тоже, скажем прямо, мало национального русского колорита.

 



 

 Марш 11-го гренадерского Фанагорийского генералиссимуса князя Суворова полка

Гренадеры Суворовского полка маршировали под музыку арии Фигаро из "Свадьбы Фигаро" Моцарта. Её обработал для военных нужд Антон Дёрфельд - главный капельмейстер российской армии с 1810 года. Он выходец из Австро-Венгерской империи, так что, неудивительно его обращение к Моцарту. Хотя эта ария была у всех на слуху и в России.

 



Таких переделок довольно много в русских полковых маршах. Оперная музыка Россини, Глюка, Кампра, Кавоса, Спонтини, Буальдье - всё сгодилось в русском военном хозяйстве.

 Марш Лейб-гвардии Волынского полка .

Его музыка основана на польском краковяке, замедленном до темпа марша.

 



Кстати, даже первый российский гимн "Гром победы раздавайся" Осипа Козловского написан не в русском, а в польском характере: в нём звучит танец польской шляхты - полонез. Козловский прямо как чувствовал, что через четыре года (в 1795 )Польша войдёт в состав Российской империи)





________________________________________

 

культшпаргалка   

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments