Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Categories:

Иованна: Греческая звезда Советского Союза

Частицы жизни.

Материалы жизни.
Накопились...
Они накапливаются без меня,
В то время как жизнь идет сквозь меня, а я – сквозь нее.
Ворошу, ищу,
дышу тяжело,
мечтаю
смеюсь... плачу... киплю...
Это кипение, этот пар
я рисую.
Эти стихи принадлежат греческой поэтессе, писателю  и драматургу Иованне.

Иованна.​
Точнее, они принадлежат теперь поэтессе, писателю и драматургу Иованне. Потому что, если бы мы писали эти строки почти 35 лет назад, то мы бы говорили о певице Иованне.  О замечательной, редкостной певице, стоящей в одном ряду с такими выдающимися греческими певицами, сделавшими большую мировую карьеру, как Нана Мусхури и Вики Леандрос.


Иованна перестала выступать на сцене как певица с 1980 года, решив реализовать свой большой литературный талант: видите ли, очень талантливые люди почти никогда не бывают по-настоящему талантливы лишь в одной области. Так и Иованна, перейдя на следующий виток своей жизни, как говорят художники, от первой молодости к зрелости, поменяла микрофон на перо. Причем, свой поэтический дар она развернула, имея ментором самого Янниса Рицоса, диахронического греческого поэта, прекрасно известного в СССР, нынешней России и других бывших советских республиках.


Иованна. Москва.
Полвека назад культурный небосклон Советского Союза прочертила ярчайшая комета, оставившая неизгладимый по себе след: в 1963 году приехал на гастроли в Союз известный греческий композитор Мимис Плессас  и привез собой 25-летнюю Иованну, победительницу Международного фестиваля в Сопоте (Польша), где состязались представители 25 стран!


Иованна. Сопот.
Молодая гречанка не только «без боя» взяла Москву, но перед ней преклонили колена и многие союзные республики, причем, в Грузии она-таки просто стала национальной певицей, и грузинские матери называли своих дочерей в честь нее Иованнами!

В своем романе «Крашеное солнце» Иованна много лет спустя напишет: «Жизнь принадлежит всем и дары должны быть взаимными. Иначе это будет грабежом».
Так вот, дав 150 концертов в бывшем Советском Союзе, Иованна приняла в дар от советских людей самую искреннюю любовь и благодарность. Самое глубокое восхищение, самый пылкий восторг.
Что ж, певица и ее поклонники обменялись достойными друг друга дарами...

«Если ты вспомнишь о моей мечте...»

Капли дождя на земле
Потом – солнце
Я родилась.
7 января Иованна отмечала свои именины.
Потому что при рождении ей было дано имя Иоанна. Иоанна Фассу родилась в Амалиаде в 1938 году, в семье известного художника Костаса Фассоса.
Занятия музыкой Иоанна начала восьми лет от роду, и в 14 лет уже брала уроки в Афинской Консерватории, где училась на предоставленную, как и всем талантливым ученикам, стипендию.
Правда, в Консерватории никто не догадывался, что выступающая с эстрадными песнями по радио сладкоголосая певица Иованна и юная талантливая Иоанна Фассу, будущая оперная певица – одно и то же лицо: заниматься «легкой» музыкой стипендиантам Консерватории было строжайше запрещено!
Опера ждала Иоанну в свои объятия, но... так и не дождалась. Иованна победила Иоанну, а эстрада – положила оперу на обе лопатки. Но все могло было быть иначе, если бы не случай: Иоанна закончила Консерваторию с отличием, первой, и, как и полагается победительнице, должна была получить стипендию на провождение обучения в Италии. По неизвестным причинам, эту стипендию дали третьему выпускнику Консерватории, и эта несправедливость довершила метаморфозу: Иоанна окончательно превратилась в Иованну, и никогда не пожалела об этом.
В 1959 году она приняла участие в Фестивале Эстрадной песни в Салониках, а на следующий год получила вторую премию, исполняя песню «Калокераки» («Лето»), которая вскоре покорила и советскую публику.
В 1962 году Иованна стала победительницей на Международном Фестивале в Сопоте, в Польше, после чего Греция надолго потеряла ее из виду: Иованна уехала с концертами в Советский Союз, а затем - в Европу, в Швейцарию, откуда уезжала на гастроли по всей Европе и миру.
Ее выступления, буквальным, образом, взорвали советскую публику, как это произошло позже с Джо Дассеном и Мирей Матье: концертные залы Москвы и Ленинграда были забиты до отказа, билеты распродавались задолго до премьеры, и надо было иметь любовницей касиршу, чтобы достать билетик не по огромному блату.
По телевидению, по радио звучала плавная греческая речь. «Если ты вспомнишь о моей мечте, я жду тебя, приди!»: повторить эти незнакомые слова было нелегко, но Москва и Ленинград напевали нежную мелодию.
Еще более обвальный триумф ожидал Иованну в Тбилиси, где на специальной церемонии ей были преподнесены ключи от города: столица Грузии сдалась прекрасной Иоанне без малейшего сопротивления...
Грузия – пожалуй, единственная страна, где Иованну и по сей день чтят, как и тогда, полвека назад, именно здесь остались ее самые верные рыцари.
В 1965 году Иованна приняла участие в Фествиале Евровидения в Неаполе от Швейцарии, где она работала на радио, и заняла 8-ое место с песней на французском языке «Non a jamais sans toi».


Иованна.Афины, 2013 год.
В 1980 году она неожиданно прекратила выступления. Ей было всего 42 года, середина жизненного и трудового пути. Но похоже на то, что Иованне не хотелось тратить вторую драгоценную и обогащенную знаниями и опытом половину на повторение уже достигнутого.
Пришла пора подниматься на следующую и пока еще недосягаемую вершину...

Понять жизнь

Много смеха – это плач.
Много плача – это смех.
Ты говоришь, что не понял?
Что ты хочешь понять? Жизнь?
Кто же и когда ее понял?
Ее живешь.
Ее знаешь.
В конце 70-ых – начале 80-ых годов вышли первые поэтические антологии Иованны, затем пришло время прозы: первый же роман «Прощай!» стал бестселлером, затем телесериалом, кинокартиной и театральной пьесой.
Таким образом состоялось третье «рождение» Иоанны Фассу – для искусства слова. Сегодня  она автор девяти романов, ставших бестселлерами даже на таком заваленном книгами рынке, как греческий.


Иованна.  Фото с сайта - vivliothiki.com
Если спросить сегодня любого грека, кто такая Иованна, он без запинки ответит: «Писатель».
Ее музыкальное прошлое осталось далеко в истории «золотой эпохи» Греции: ведь 60-ые-70-ые годы, года иованновского триумфа, действительно были периодом процветания греческого кинематографа, греческого театра, греческой поэзии.
Годами, когда жизнь действительно кипела.
Сегодня «это бурление, этот пар» Иованна своим читателям «рисует».

Иованна. Москва 2015г
Возможно, потому, что тот стиль, те песни, которые подняли ее на вершину славы, в 80-ые годы уже отжили себя. А про другое Иованна предпочитала рассказывать стихами и прозой. Или песнями. Но уже своими, а не чужими.
И уже в чужом исполнении, а не в своем.
Возможно, потому, что то, что хотела и могла сказать Иованна, уже не укладывалось в концепцию и форму песни, а требовало простора, разгона, бумаги.
И песня была уже слишком тесна, слишком узка.

Иованна, Москва, 1963 год «Если ты вспомнишь о моей мечте».







источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments