Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Category:

✨ 🎭 "Радость жизни"- Концерт для скрипки с оркестром ре мажор

Есть произведения в литературе, живописи, музыке – обязательные для изучения. Они вобрали в себя всё лучшее, что было в культурной жизни, все достижения в развитии жанра на момент их создания. Такому высокому уровню содержания творения соответствует и его форма – максимально приближенная к идеалу. Кто-то из великих людей считается мастером одной работы, кто-то не может писать по-другому. У Петра Ильича Чайковского практически каждое произведение – шедевр. Вот таким шедевром, музыкальным бриллиантом является Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, сочинение 35.

 
 
 
 
 
1878 год. Чайковский живёт в Швейцарии. У него нет материальных проблем. Его благотворительница Надежда фон Мекк «хранит его для искусства» и помогает материально. Но у Чайковского глубокий душевный кризис. Женитьба в 1977 году на Антонине Милюковой не принесла ему ни счастья, ни душевного покоя. И Пётр Ильич уезжает в Кларан, что в окрестностях Женевы. Новые впечатления, смена обстановки произвели благоприятное воздействие на душевное состояние композитора. Он возвращался к жизни. Приезд друга и ученика Иосифа Котека, новые ноты музыкальных произведений для скрипки с оркестром вдохновили Чайковского. Он приступил к работе над скрипичным концертом. 

До этого Петр Ильич скрипичные концерты не писал, но опыт работы с произведениями такой формы у него был. Два концерта уже вышли из-под руки великого мастера: для фортепиано и для виолончели. Для скрипки с оркестром была написана небольшая пьеса «Меланхолическая серенада». Также содействовала работе и "Испанская симфония", автором которой был француз Эдуард Лало. Этот скрипичный концерт помог Чайковскому решиться начать работу над скрипичным концертом собственного сочинения. Через месяц новая работа Чайковского была закончена. Первый раз концерт был представлен узкому кругу слушателей частным образом. Сам Пётр Ильич был аккомпаниатором. Партию скрипки исполнял И. Котек. Но для исполнения со сцены был приглашён знаменитый скрипач Леопольд Ауэр. Но Ауэр … отказался. Партия скрипки показалась ему слишком сложной. И только третий претендент Адольф Бродский – британский скрипач российского происхождения - подошел для исполнения партии первой скрипки. За границей Чайковского практически не знали, тем не менее, исполнение нового музыкального творения для широкой публики впервые случилось в Вене в декабре 1881 года. А. Бродского не испугала сложность произведения. Он исполнял его виртуозно. Музыку великого русского композитора А. Бродский представлял и в Европе, и в России. Этот Концерт Петра Ильича – выдающееся создание в своём жанре, а в музыкальном мире - одно из лучших. Оно выбрано для обязательной программы исполнителей конкурса имени Чайковского в Москве.

Отношение к концерту для скрипки с оркестром в наши дни однозначное – это шедевр музыкального искусства. Он вызывает восторг, упоение, радость и восхищение его создателем. Однако первая реакция высказанная Эдуардом Гансликом известным венским критиком того времени была совсем не обнадёживающая. Мы читаем в дневнике Пётра Ильича о том, что Ганслик упрекал Бродского за неудачный выбор, сам концерт подвергся разгрому с едким юмором и ядовитой иронией. Но кто помнит сейчас о Ганслике? И кто не знает сейчас Чайковского! Адольфа Бродского не смутила такая реакция со стороны критиков. Он продолжал исполнять этот концерт в разных странах, чем, по словам самого Чайковского, «спас его».

 



Ко времени начала работы над Концертом для скрипки с оркестром, уже увидели свет такие творения Чайковского как «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», Четвёртая симфония. Скрипичный концерт – работа сложившегося композитора. Концерт гармоничен, прекрасно выстроен, каждая его нота западает в сердце. Он написан в порыве вдохновения всего за двадцать пять дней.

Музыканты говорят, что скрипка может разговаривать с людьми на их языке. Брамс, Мендельсон, Бетховен понимали характер скрипки, умели её оживить, писали для неё сочинения. Чайковского тоже можно смело ставить в этот ряд. У него скрипка поёт нам о весне, пробуждении, о радости жизни, веселье. Преодоление душевных мук композитора слышно и в произведении. Оно всё – свет, всё – ликование.

Вот музыка зазвучала. Allegro moderato. Мы слышим простые и благородные звуки. Они появляются плавно, как будто плывут или парят, незаметно заполняя всё пространство, захватывая всё внимание, постепенно набирают силу. И главная партия – мужественная, сильная, уверенная, чёткая, благородная, волевая – вступает в свои права. Ей сопутствует и другая, побочная – женственная, мягкая, нежная, лирическая, задушевная. Они как будто ведут разговор, не перебивая, а дополняя друг друга.

Мы уже на середине. Andante. Музыка стала тише, мягче. Это – лиричная и певучая канцонетта. Мы слышим слова песни, но нет – это нам только кажется – так поёт скрипка. Она поёт об идеале. Песня её – совершенство. Музыка оркестра ничуть не мешает скрипке, а лишь обрамляет её. Ведёт нас к финалу.

Последняя сцена. Allegro vivacissimo. Торжество жизни. Веселье охватывает и природу, и людей. Мы на празднике с народными песнями и плясками, задорными, зазывными, заводными. Но это не буйство и хаос, нет. Это добрая всеобщая радость, где в море праздника не теряется одинокий голос, лиричная и немного грустная мелодия скрипки.

_______________________________________________

zen.yandex.ru "Классический театр"   

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments