Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Category:

✨ Мрачный виртуоз: Каким был великий клавишник Deep Purple

 

«Я верю, что музыка непрерывно дает рождение самой себе, у нее нет ни начала, ни конца. Музыка – как змея, пожирающая сама себя, и всегда в результате появляется что-то новое», – Джон Лорд.

Он всю жизнь балансировал на стыке рока и классической музыки, он стоял у истоков легендарных Deep Purple и именно с ним ассоциируется неповторимое звучание электрооргана Hammond. 9 июня 1941 года в Лестере на свет появился Джон Дуглас Лорд.

 

 

Факты

  • Родившись в семье саксофониста-любителя, Джон с детства впитывал в себя музыку. Сам он начал играть на фортепиано, когда ему было всего 5 лет. За орган Лорд впервые сел, когда ему было 11.
  • Удивительно, но несмотря на то, что музыка с юных лет была у Джона, что называется, «в крови», он даже не попытался получить музыкальное образование. Вместо этого он хотел стать профессиональным актёром и поступил в лондонскую Центральную школу сценической речи и драматического искусства, закончив её в 1964 году.
  • Классическая музыка, джаз, ритм-энд-блюз – примерно в таком порядке формировались музыкальные вкусы Джона Лорда. При этом увлечения не сменяли, а лишь дополняли друг друга.
  • В 1960-е годы Лорд успел поиграть во множестве групп, однако самым продолжительным было сотрудничество с The Artwoods, группой Арта Вуда, старшего брата Ронни из Rolling Stones. С самим Ронни Джон тоже успел пересечься в составе одного из коллективов. Уже тогда он пытался внести в ритм-энд-блюз элементы классической музыки, но его порывы не встречали должного энтузиазма у соратников.
 

Группа The Artwoods, где Лорд играл на клавишах до Deep Purple

 

  • Как получилось, что Джон Лорд стал одним из основателей Deep Purple? В этот проект, получивший название Roundabout, его вовлёк сосед по квартире, некий Крис Кёртис, который, судя по всему, в мечтах видел себя великим вокалистом и искал группу, которая смогла бы ему аккомпанировать. Сам Кёртис довольно быстро слился, но зато остался набранный состав, в котором, помимо Лорда, уже были Ник Симпер и Ричи Блэкмор. Вскоре появился ударник Бобби Вудман, которого почти сразу же сменил Иэн Пейс. А его в свою очередь привёл новый вокалист Род Эванс. Весной 1968 года произошла судьбоносная смена названия. Так началась великая история Deep Purple.
  • В первые годы существования группы, когда она играла нечто близкое к прог-року, влияние Лорда было определяющим. Он не стеснялся создавать аранжировки в классическом стиле, в которых его клавиши на равных соперничали бы с гитарой Блэкмора. Его образцом для подражания в это время была группа Vanilla Fudge, примечательная как раз своим органным звучанием.
 
 
  • Но, конечно, пиком влияния Лорда в Deep Purple и его, возможно, главным достижением стала запись альбома Concerto For Group and Orchestra. В его основу легло выступление группы в Royal Albert Hall с филармоническим оркестром под управлением Малкольма Арнольда. Это сейчас такими вещами никого не удивишь, а в 1969 году подобный альянс был в новинку и вызвал немало скептических ухмылок. Да и многие филармонические музыканты не горели желанием аккомпанировать каким-то волосатым рокерам. Но, как ни странно, первый блин вышел вовсе не комом и, более того, стал классикой рока.
  • Вполне нормальный и жизнерадостный человек в жизни, на сцене Лорд создал суровый и загадочный образ человека, мрачно наблюдающего за происходящим из угла сцены, курящего во время концерта и время от времени разражающегося виртуозным пассажем. Кстати говоря, Лорд был едва ли не единственным участником группы, к чьему мнению прислушивался Ричи Блэкмор, другой мрачный герой хард-рока.
  • После того, как с приходом Иэна Гиллана и Роджера Гловера группа взяла резкий крен в сторону тяжёлого рока, простор для самовыражения у Лорда заметно сузился. Но его классические устремления нашли отдушину в сольном творчестве. Большое место в нём заняло, например, сотрудничество с Мюнхенским камерным оркестром под руководством Эбенгарда Шёнера.
 
 

Маэстро выступает с оркестром

 



  • Самым близким другом Лорда в Deep Purple был ударник Иэн Пейс. Забавно, но они даже женились на сёстрах-близняшках. «Причём каждый из нас уверен, что он-то и выбрал самую лучшую», — прокомментировал герой материала.
  • Когда в 1976 году Deep Purple приказали долго жить (к счастью, не навсегда), Лорд собрал проект Paice Ashton Lord с участием ударника «пурпурных» и певца и клавишника Тони Эштона. Проект отметился единственным альбомом под названием Malice in Wonderland (1977), а уже год спустя Лорд и Пейс присоединились к Whitesnake.
  • В группе Дэвида Ковердейла Лорд проработал довольно долго, вплоть до возрождения Deep Purple в 1984-м, однако его роль в ней была не особенно велика. Whitesnake была типичной «тяжёлой» гитарной группой, и задача Джона ограничивалась, по сути, созданием музыкального фона для двух гитаристов.
 
 
  • После возрождения Deep Purple Лорд оставался важной частью группы, хоть никогда и не стремился вылезать на передний план. Например, именно по его настоянию в 1992 году группа распрощалась с блэкморовским протеже Джо Линном Тёрнером и вернула Гиллана. Правда, этот поворот событий в итоге привёл к уходу Блэкмора, на этот раз окончательному.
  • В 1998 году увидела свет, возможно, самая важная для самого Лорда сольная работа – альбом Pictured Within, посвящённый матери музыканта, умершей в августе 1995-го.
  • Когда альбому Concerto For Group and Orchestra стукнул тридцатник, Лорд воспользовался случаем и отыграл юбилейный концерт. Забавно, что некогда утерянную партируру буквально на слух восстановил датский музыкант Моджо де Гуй.
  • 2002 год стал временем прощания Джона Лорда с Deep Purple. Музыкант покинул группу, сославшись на травму колена. Последний концерт Лорда в составе «тёмно-пурпурных» состоялся 19 сентября 2002 года в Ипсвиче.
 
 
  • После ухода из Deep Purple Джон Лорд сосредоточился в основном на классической музыке, однако успел и поиграть старый добрый ритм-энд-блюз в составе проекта The Hoochie Coochie Men, и поучаствовать в записи посмертного альбома Джорджа Харрисона Brainwashed (2002), и вернуться к тяжёлому року в благотворительном проекте Иэна Гиллана и Тони Айомми под названием WhoCares наряду с другими знаменитыми музыкантами.
  • Одним из амбициозных планов Лорда был совместный проект с другим великим клавишником – Риком Уэйкманом. Музыканты планировали записать альбом, но, к несчастью, не успели.
  • Онкология свела в могилу многих. Джона Лорда она настигла в 2011 году – ему пришлось прервать гастроли и взяться за лечение. Увы, рак победил. 16 июля 2012 года Джона Лорда не стало.
 
  • Друзья и соратники Лорда по Deep Purple посвятили неординарному музыканту и человеку песню Uncommon Man с альбома Now What?! (2013).



Things fall together in time 
Who said you can t have it all 
The beast in the room 
Heavy kind of feeling 
It s got to be twenty foot tall 

But the man is standing high 
Oh, oh, oh it s good to be king 

Standing together again 
Everyone s starting to sway 
Up on a hill 
Close to the sky 
Oh it s a fabulous day 

And the man is walking tall 
Oh, oh, oh it s good to be king 

Bow your head, the carriage is waiting to take you away 

Remember the feeling 
Remember the day 
Believe what you re seeing 
As the ladies-in-waiting drift away 

It s good to be king 
Ah it s good to be king 
It s good to be king 
Yes it s good to be king
Всё со временем возвращается на круги своя... 
Кто сказал, что ты не можешь иметь это всё? 
Зверь в комнате... 
Тяжёлое чувство, 
Он, должно быть, двадцать футов ростом. 

Но это человек возвышается, 
О, о, о, хорошо быть королём! 

Снова вместе собравшись, 
Все начинают покачиваться в такт 
Высоко на холме, 
Под самым небом... 
О, какой сказочный день! 

И огромный человек идёт... 
О, о, о, хорошо быть королём! 

Наклони голову, карета уже ждёт, чтобы тебя увезти. 

Запомни это чувство, 
Запомни этот день, 
Верь тому, что видишь, 
Пока фрейлины медленно улетают. 

Хорошо быть королём, 
Ах, и хорошо же быть королём! 
Хорошо быть королём, 
О да, хорошо быть королём!

«Celebrating Jon Lord» 



«Celebrating Jon Lord» - запечатленная на пленку волшебная ночь в память о великом человеке и музыканте. 

Эта ночь в 2014 году превратилась в абсолютно исторический момент для рока: полный оркестр, дирижер Пол Манн, который достаточно безумен, чтобы через 50 лет музыкальной работы просто замечательно все устроить, потянув репертуар и многих старых друзей, делая запоминающееся действие. Королевский Альберт-холл был до последнего сиденья заполнен. Волнение, шутки, смех и много музыки пришли вместе, как по мановению волшебной палочки. В результате зрителю, наконец, теперь можно наблюдать глазами и ушами!

___________________________________________________________

zen.yandex.ru    "Роккульт"   

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments