Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Category:

✨ Альфред Шнитке - Самый известный советский авангардист

Для широкой публики это имя - символ отечественного музыкального авангарда. Ни один другой композитор СССР этого поколения (он родился в 1934) не получил такой широкой известности, как он.  В 70-80-х годах Альфред Шнитке имел репутацию непризнанного и гонимого властью гения.

Его запрещали, исполняли крайне редко, а если исполняли, то концерты сопровождались невиданным ажиотажем (вплоть до вмешательства конной милиции). Позже - наоборот: его стали играть очень много, о нём стали снимать фильмы, писать книги. Шнитке стал символом перестройки и свободы совести.



Самый модный автор музыки к фильмам и театральным спектаклям

Писать для кино и театра (вообще - прикладную музыку) Шнитке считал занятием презренным для серьёзного композитора, но поскольку его крупные сочинения не были рекомендованы к исполнению Союзом композиторов, именно этим он зарабатывал себе на жизнь в течении многих лет. 

Он написал музыку ко многим фильмам (их около 60-ти) - "Агония", "Мастер и Маргарита" (1994 года), "Мёртвые души", "Сказка странствий", "Восхождение", "Комиссар", "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил".

Спектакли Театра на Таганке (в то время. когда его возглавлял Юрий Любимов) тоже шли с его музыкой.

 
 

Музыка Шнитке украсила мультфильмы Андрея Хржановского ("Бабочка", "Стеклянная гармоника" и знаменитая трилогия по рисункам Пушкина).

Свою первую Государственную премию РСФСР Шнитке получил не за свои симфонии, оратории и концерты, а именно за музыку к мультфильмам.

Изобретатель полистилистки

Полистилистика - это слово, введённое в лексический оборот самим Шнитке. Так он назвал свой собственный метод композиции, к которому пришёл после долгих лет проб и ошибок.

Это такой способ сочинения музыки, когда композитор "монтирует" своё сочинение как музыкальный коллаж из тем или фрагментов в разных стилях. Атональная музыка может смениться темой в стиле барокко или романтизма, а дальше может следовать, к примеру, банальная песенка.
Каждый из стилей несёт в себе определённую авторскую мысль или эмоцию, и эти стилевые шифры довольно легко считываются. Например, у Шнитке стиль барокко (Вивальди, Бах) - это синоним идеального, но утраченного мира. Современный стиль атональной, диссонансной музыки выражает как правило хаос сегодняшнего мира, в который погружена человеческая душа, танго - это воплощение гибели духовности вообще.

Полистилистика - это всегда ярко, понятно, очень эффектно, несколько шокирующе, но никогда не скучно (типичный пример - Concerto grosso №1).

Чужой среди своих

Шнитке был наполовину немцем (по матери), наполовину евреем (по отцу). Русский и немецкий были ему родными языками.

Такая же двойственность была и в вопросе религии. В сорок восемь лет он крестился в католичество, но его духовником был православный священник.

При этом Шнитке нельзя назвать русским или немецким композитором, советским - тоже: его музыка была вне советской системы ценностей.

Все эти муки раздвоенности слышны в его музыке. "Мне нет места на земле".

 
 

Певец трагического

Слушать музыку Шнитке - это вовсе не значит приятно провести время. Вас ждёт примерно тот же эффект утомительной духовной работы, серьёзных переживаний и даже эстетических стрессов, что и при чтении, к примеру, Достоевского.

Все главные сочинения Шнитке посвящены проклятым вопросам современного мира: гибели высокой культуры и человеческой духовности, одиночеству и тотальной разобщённости людей.

Цельная личность

Шнитке не был идеологическим диссидентом, но он был нонконформистом и очень значительной и глубокой личностью. Все его интервью интересны с точки зрения сути высказываемых им мыслей.

 
 

Несмотря на постоянные поиски "своего" формата церкви, Шнитке был глубоко верующим человеком.

Уже в период европейского признания (1990 год) он отказался принять Ленинскую премию за Хоровой концерт (на молитвенные тексты армянского поэта Нарекаци) по идейным убеждениям: получить премию имени воинствующего атеиста Ленина за религиозное по сути произведение он счёл невозможным.

Два гражданства

Публичное признание Шнитке как серьёзного композитора началось сначала в Германии, а потом уже в СССР. Оттуда поступали заказы, и там проходили первые исполнения его симфоний. В конце 80-х Шнитке была назначена стипендия Берлинской научной коллегии. Он переезжает в Гамбург, преподаёт в местной Высшей школе музыки и получает гражданство Германии, оставив при этом российское.

В Германии он прожил восемь лет. Из них последние четыре он провёл в инвалидной коляске в состоянии постинсультного паралича. Он был лишён речи, двигательные функции сохраняла только левая рука. В таком состоянии Шнитке написал свою последнюю Девятую симфонию.

Два брака и один сын

Шнитке был женат дважды. Первый брак (с музыковедом Галиной Кольциной) продлился три года и закончился разводом. Спустя год он женился на пианистке Ирине Катаевой и прожил с ней в счастливом браке до самой смерти.

 
 

Сейчас Ирина является хранительницей архива композитора.

Их сын Андрей - тоже музыкант, он абсолютно не публичная фигура, живёт в Германии.

Место в истории

Ростропович называл Шнитке гением, Свиридов оценивал его талант скептически. Ажиотаж вокруг его имени в перестроечные годы и спад интереса после его смерти не даёт возможности точно определить его место в композиторской иерархии 20 века. Это вопрос времени.

Встанет ли он в один ряд со Стравинским, Прокофьевым и Шостаковичем - это большой вопрос, но совершенно ясно, что без него картина музыки нашего времени будет неполной.

Шнитке писал музыку к кино, мультфильмам и театральным спектаклям исключительно из прагматических соображений: это был для него единственный способ заработать на жизнь в 60-70-е годы.

1. "Сказ о том, как царь Пётр арапа женил", режиссёр Александр Митта, 1976 год

Мелодия из этого фильма, сопровождающая сцену на верфи, наверняка осталась бы незамеченной, если бы Шнитке не включил её несколько позже в свой знаменитый Кончерто гроссо (№1), который имел оглушительный успех и сделал имя композитора очень популярным и у нас и на Западе.

К сожалению, этот фрагмент есть только в таком (электронном звучании).

 



 

2. "Агония", режиссёр Элем Климов, 1974 год.

Этот фильм был снят в 1974 году, но показан на советских экранах лишь спустя 11 лет - в 1985. За это время, чтобы музыка не пропадала даром, Шнитке использовал тему Танго из него в упомянутом выше Первом Кончерто гроссо (а позже ещё и в опере "Жизнь с идиотом").

Так что к моменту выхода фильма эта знойная мелодия была уже многим хорошо знакома. На этом основании многие думают, что Шнитке взял эту тему из Кончерто гроссо и использовал её в фильме. Но дело обстояло ровно наоборот.

Кстати, Шнитке утверждал, что мелодию этого танго он слышал в детстве в исполнении своей бабушки.

 



 

3. "Сказка странствий", режиссёр Александр Митта, 1983 год

Этот тот случай, когда именно музыка делает фильм. Без этой мелодии "Сказка странствий" потеряла бы свою неповторимую атмосферу.

 
 

На фоне этой музыки Марта (Татьяна Аксюта) голосом Марины Неёловой признаётся Орландо (Андрею Миронову) в любви.

 



 

4. "Горячий снег", режиссёр Гавриил Егиазаров, 1972 год

"Горячий снег" был создан на основе одноимённого романа о войне Юрия Бондарева.

Гармонь и гитара выводят простую мелодию фронтового вальса. Она завораживает своей щемящей душу печалью.

 



 

_________________________________________________

культшпаргалка   

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments