Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Category:

✨ Звезды в "Музыкальной гостиной" «Джон Лорд, его блюзы и симфонии»

Вот есть на свете Deep Purple, много лет бывшая главной рок-группой планеты после «Битлз» (согласно мнению отечественных меломанов), потом ушла в полунебытие, потом снова воскресла и, как мы понимаем, прекращать концертную деятельность (с таким-то корпусом фанатов) не намерена. Но я сегодня не о ней. А о том, чем занимался в своей сольной ипостаси один из ее основателей, покинувший группу, а потом и этот мир — органист Джон Лорд.

 

Седовласому клавишнику Джону Лорду приходилось нелегко: несмотря на все академические амбиции и их последовательное воплощение публика помнила о тех 20 пластинках, что он записал в составе Deep Purple. А ведь он с самого начала старался гнуть свою линию — не затем ли был сочинен и записан знаменитый «Концерт для группы с оркестром»? В 2009-м в Москве Лорд тряхнул сединами и сподвиг Московский симфонический оркестр на исполнение старого опуса, но заканчивать все одно пришлось старыми хитами.



Однако есть в позднейшей биографии Лорда маленькое ответвление от основного дискурса. Дело было в 2002-м. Сбросив с плеч обязанности постоянного клавишника краснознаменного хард-рокового коллектива, Лорд расправил крылья и отправился в Австралию. Там накануне все тот же «Концерт для группы…» переиграла местная группа George, да так удачно, что Лорд решил вернуться в Сиднейскую оперу со своим новым сочинением — Boom Of The Tingling Strings (планировалась мировая премьера). Однако старое растяжение связок левой руки отменило мероприятие — на рояле играть было невозможно. Премьеру отменили. Лорд сидел в Мельбурне без дела. Но старому рокеру скучно было скучать. И он связался со старым приятелем, австралийским басистом Бобом Дэйсли, — тот некогда играл со всеми знаковыми рокерами 70-х, от Элиса Купера до Uriah Heep. За пару лет до описываемых событий Боб вернулся на родину и основал блюзовую группу The Hoochie Coochie Men, справедливо решив, что блюз вечен, весел и надежен, в отличие от прочих музык. После нескольких совместных репетиций и был сыгран великолепный концерт в клубе Basement.   



Лорд отлично проявил себя — впервые при большом стечении народа — как прекрасный блюзовый органист, тонко чувствующий материал, структуру и фактуру блюза. Надо заметить, что и состав Дэйсли — поющий гитарист Тим Гейз, барабанщик Роб Гроссер и губной гармонист Джим Конвей — выступил очень качественно. Понятно, что не обошлось и без номера от Deep Purple — для исполнения композиции When A Blind Man Cries был приглашен легендарный вокалист Джимми Барнс (экс-Cold Chiesel). Концерт был отлично записан и качественно снят, а потом выпущен — как двойной альбом и концертный DVD. Казалось бы, для Дэйсли и его команды хватило бы и этого триумфального вечера, но мы, как известно, в ответе за тех… Короче говоря, пять лет спустя Лорд спротежировал Hoochie Coochie Men на европейский лейбл Edel и записал с группой еще один альбом.



Правда, похоже, на этом история закончилась: то ли Лорду хватило блюза, то ли что еще… Так или иначе, в 2010-м вышел его полностью симфонический альбом To Notice Such Things. Тут уже — ни блюза, ни рок-н-ролла. Это то ли реквием, то ли посвящение близкому другу Лорда, покойному Джону Мортимеру, писателю, сценаристу и одному из лучших адвокатов Лондона. Скорее даже симфонический портрет, записанный с Королевским ливерпульским филармоническим оркестром. Здесь внимательное ухо может услышать отголоски непростой жизни мистера Мортимера — его блестящих, как говорят очевидцы, речей в суде, его сложных и запутанных отношениях с женщинами, его любви к поэзии (недаром в финальной композиции Afterwards актер Джереми Айронс читает стихотворение Томаса Гарди, из которого взята строчка, ставшая названием альбома!). Надо сказать, что в отличие от всех предшествующих симфонических работ Лорда к этой никак не получается подставить приставку «псевдо»: это настоящая, большая музыка, изобретательная и прочувствованная, которая очевидно наследует традициям британского и американского симфонизма — Ральфу Воэну Уильямсу, например, и отчасти Аарону Копленду. Она сентиментальна и где-то даже излишне пасторальна, но самые серьезные люди зачастую бывают сентиментальны, а Лорд, безусловно, был серьезен. И в этом не было греха…



Он потом еще раз приехал в Россию с туром по четырем городам, выпустил концертный альбом, а в 2012-м умер. Он прожил невероятно достойную жизнь, все правильно понимал, и оттого, наверное, память его так светла. Не каждый сможет вовремя покинуть кабину весьма удачно крутящегося по глобусу люксового автобуса, чтобы пересесть в одноместную «мини». Маленькую — зато только свою…

___________________________________________

: Артём ЛИПАТОВ     

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • О фильме "Памяти Петра Лещенко"

    Вот такое письмо я получил от московского коллекционера и знатока творчества Петра Лещенко - Николая Николаевича Марковича.…

  • Чубчик "по-советски"

    Газета "Комсомольская правда", 5 декабря, 1941 года Когда оборванный белогвардеец – бывший унтер Лещенко добрался до Праги,…

  • Фима Жиганец – «Песнь о моей Мурке»

    В издательстве «ПРОЗАиК» вышло первое и единственное в своем роде историко-филологическое исследование феномена воровской,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments