Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Categories:

✨ Цыганская королева Ляля Черная

Цыганская королева, примадонна и легенда театра «Ромэн» Ляля Черная была дочерью цыганской певицы Маши Поляковой и русского барина Сергея Киселева. Ляля росла в имении родственников отца, Бабкино (там часто гостили Чехов и Левитан), а когда отец умер, с утра до ночи пропадала со своей мамой в цыганском хоре: то на репетиции, то на концерте. Она была такой хорошенькой, такой милой, что все называли ее — Лялька. Это имя приклеилось к девочке раз и навсегда, почти вытеснило родное — Надежда, и стало ее творческим псевдонимом. С 11 лет по вечерам, после школы, Ляля начала танцевать «венгерку» в московских ресторанах. Когда она выходила на сцену, от ее танца нельзя было оторвать глаз. Цыганский хор гастролировал по всей стране, и в Грузии зрители вынесли Лялю на руках на улицу; несли по городу, рукоплеща и громко восхищаясь ее красотой и талантом.   

Яншин, Полонская, Маяковский

Когда в 1930 году открылась студия первого в мире цыганского театра «Ромэн», Ляля пришла туда сразу же. Об огромных заработках в цыганском хоре пришлось забыть, но она пришла служить Искусству…

 
 
 

Михаил Яншин

Михаил Яншин

Ляля быстро стала примадонной театра, а в зрительном зале все чаще начал мелькать молодой и талантливый артист Художественного театра Михаил Яншин. Незадолго перед этим Яншин пережил сложное время: разрушился его брак с Вероникой Полонской, и это было широкомасштабное, на всю страну, представление. В 1930 году застрелился первый поэт страны, Владимир Маяковский. В предсмертной записке, которая позже войдет в школьные учебники литературы, он написал: «Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо».

 

Оказалось, что Вероника, или, как все ее называли, Норочка, встречалась с поэтом почти два года, но все не решалась уйти к нему от положительного и успешного мужа.

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский

«Цыганская королева» заставила Яншина забыть о ветреной Норе. Ляля была прекрасна, как экзотическая птица, Яншин — гениален. Они были звездами предвоенной Москвы, и когда шли по улице, влюблено глядя друг на друга, все оборачивались и перешептывались.

 

В 1936 году молодые супруги вместе снялись в фильме «Последний табор». Плясунья Ляля в этом фильме спела песню «Бродяга»: «Ой, расскажи, расскажи, бродяга, чей ты родом, откуда ты…». Песня стала народной, а Ляля — признанной певицей. После этого фильма все цыгане Советского Союза начали считать ее своей королевой. Через год Яншина назначили руководителем «Ромэна». Любовь, творчество — жизнь двух больших артистов переплелась еще сильнее.

 
 

Унес от мужа на руках

Николай Хмелев

Николай Хмелев

В войну «Ромэн» был в эмиграции в Нальчике, туда же на гастроли приехал МХАТ. Вместе встречали новый 1942 год, была шумная вечеринка. Актер МХАТа Николай Хмелев подхватил Лялю на руки и унес с вечеринки к себе в номер… Целый год он ходил за ней, сгорал в пламени черных цыганских глаз, но не решался подойти, а тут… они оба как будто сошли с ума.

 

Хмелев был замкнутым, сложным, держал душу застегнутой на все пуговицы, но было в нем что-то такое, из-за чего Ляля предпочла его веселому, праздничному Яншину. Яншин страдал, болел, уволился из «Ромэна»… но такой это был человек, что остался другом и Ляле, И Хмелеву, а потом даже стал крестным отцом их сына Алеши.

 
 

В старости он сказал, усмехаясь: «да, жены от меня уходили, но к каким мужчинам! К Маяковскому! К Хмелеву!».

 

Николай Павлович Хмелев был редким интеллектуалом. Их прекрасная квартира была набита антиквариатом, книгами, картинами, пластинками. По стране ходили слухи: «видели Лялю на вокзале, грязная, с ребенком на спине, гадала пассажирам», а Ляля знала наизусть всего Пушкина, в изысканных вечерних платьях ходила на приемы к Сталину.

 

Со своим начальным образованием она уверенно держалась в любом обществе, с ней было интересно даже академикам. Актриса всю жизнь училась, читала, любила стихи, прекрасно разбиралась в музыке. И каждый ее мужчина был вел ее по жизни дальше, помогая стать лучше, интереснее, умнее…

Заслуженная артистка РСФСР, солистка Московского цыганского театра

Заслуженная артистка РСФСР, солистка Московского цыганского театра «Ромэн» Ляля Черная в центре) исполняет цыганские романсы в Театре Эстрады.
 
 

Лялино счастье с Хмелевым было недолгим. Он работал на износ, и вскоре после войны круглые сутки репетировал роль Ивана Грозного. Роль никак не давалась, артист нервничал, раздражался, еще глубже уходил в себя. И вот на генеральной репетиции у него закружилась голова, он упал и больше не встал. Ляля прибежала в театр, кричала, плакала. Но горячие цыганские слезы — не живая вода, оживить любимого они не могли.

За цыганской звездой

Ляля Чёрная в спектакле «Цыгане».

Ляля Чёрная в спектакле «Цыгане».

Артистка осталась одна с сыном. Приходилось очень много работать, ездить на гастроли со спектаклями и концертами. Рядом снова оказался Яншин. Ляля и ее бывший муж попытались начать все заново, но ничего не вышло — жизнь слишком изменила их к тому времени, любовь прошла, ничего вернуть было нельзя.

 
 

Ляля больше не выходила замуж, шла за своей цыганской звездой, торопилась, как будто танцевала бешеный танец. Но у нее всегда были романы, например, она пять лет прожила в гражданском браке с артистом Евгением Вестником.

 

Мужчины сходили с ума по Ляле, бросал свои жизни к ее прекрасным ногам. Так, работника Военного трибунала Московского военного округа арестовали за то, что он брал взятки и тратил деньги на Лялю.

Табор уходит в небо (1976)

Табор уходит в небо (1976)

А для нее главным было искусство: в 50-х артистка сыграла свою самую звездную роль в «Ромэне» — Грушеньку по «Очарованному страннику» Лескова, до 1972 года играла в театре, снималась в кино. В 1976 году зрители рады были увидеть Лялю в фильме «Табор уходит в небо» в роли старой цыганки.

 .

Те, кто знал Цыганскую Королеву, вспоминают: она не замечала своей славы, и всегда оставалась собой. Всегда помогала людям, в 30е-40е годы постоянно собирала посылки на Север (многие ее знакомые были репрессированы), раздавала драгоценности, могла снять с себя пальто и отдать бедно одетой женщине с ребенком.

Эту женщину с горячими глазами и горящим сердцем не могли до конца понять даже мужчины, которые были рядом с ней. Редко зажигаются такие звезды, слишком ярко они сияют…

Фото: Я. Берлинер/РИА Новости, ТАСС, С. Иванов — Аллилуев/ТАСС









____________________________________________

 goodhouse.ru   

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments