Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Category:

Братья Вайнеры были возмущены тем, что главным героем «Места встречи» оказался Жеглов


Директор Музея кино Одесского отделения Союза кинематографистов Украины, заслуженный деятель искусств, профессор культурологии, режиссёр-постановщик Вадим Костроменко рассказал ТАЙМЕРУ об экспонатах, связанных с Владимиром Высоцким, и его работе на Одесской киностудии.





О Высоцком-актёре узнали благодаря Одесской киностудии


Советский зритель узнал Высоцкого как киноартиста прежде всего благодаря нашей студии. Потому что живёт он в Москве, служит в театре на Таганке, а на «Мосфильм» ему дорога закрыта, потому что он же пишет какие-то песни, которые никто не проверяет, не контролирует, не редактирует. Он не получает разрешение на их публикацию, а они расползаются по стране по домашним магнитофонам. А мы далёко от Москвы, нам проще



Режиссёр Говорухин оканчивает институт, приезжает сюда, снимает здесь свой самый первый фильм «Вертикаль» и берёт Володю на главную роль. Только он снялся в главной роли и написал несколько песен – «Если друг оказался вдруг», «Лучше гор могут быть только горы» – и эти песни, поскольку они сошли с экрана, получили право гражданства, молодой режиссёр Кира Муратова, делает свою первую самостоятельную картину «Короткие встречи» и берёт Володю в главную роль. Отснялся он у Киры Муратовой, Говорухин снова запускается в производство с фильмом «Белый взрыв», и опять Володя в главной роли, и опять песни – «Скалолазочка» и другие. Потом режиссёр Юнгвальд Хинкевич снимает «Опасные гастроли», и снова Высоцкий в главной роли. Конечно, после этого все киностудии ему открыли двери. В конце концов, снимается главный фильм Говорухина и, наверное, Высоцкого – «Место встречи изменить нельзя».





«Вертикаль», киноафиша



«Опасные гастроли»

Хотя вы знаете, идея создать этот фильм принадлежала Володе, он прочёл роман братьев Вайнеров и предложил это сделать Говорухину. Телевидение проект поддержало, Одесская киностудия поддержала, и начали здесь работать.


Как состарить новенькое кожаное пальто


Художник по костюмам читает сценарий, там написано, что Жеглов в кожаном пальто. Пошли в магазин и купили, а действие картины происходит после войны, и все очень бедно одеты. Володя сказал: «Нет, в таком пальто новеньком я сниматься не буду». И тогда взяли наждак, обдирали его, старили, поотрезали фирменные пуговицы, пришили случайные, с якорьками, и уже так он снимался.

Признаюсь честно: я это пальто украл из костюмерной киностудии, договорился с девочками. У них остался ещё пиджак и свитерок.

То самое пальто, та самая шляпа

Если человек талантлив, он талантлив во всём

Во время съёмок был такой интересный факт. Уже на середине съёмочного процесса из Москвы позвонили Говорухину, говорят «Слушай, мы тут формируем группу режиссёров, если ты хочешь, можем и тебя включить. 10 дней поездка на Берлинский фестиваль, а потом ещё на 10 дней в Париж».


Но остановить съёмки нельзя, много актёров театральных, и Володя сам театральный актёр. Прежде чем начинать съёмки, сложнейшие переговоры проводились со всеми театрами, чтобы там поменяли репертуар, что-то переставили, замены сделали, чтобы можно было одновременно актёров собрать в Одессе и снимать.



Уедешь на 20 дней – всё это рухнет, все графики, сложные построения, освобождение актёров, а поехать хочется. Тогда Говорухин обращается к Высоцкому и говорит: «Слушай, Володя, а сыграй-ка ты у меня в картине ещё одну роль – роль режиссёра Говорухина, лишь бы не останавливалось всё. В крайнем случае, я вернусь и переснимем».



Он уезжает, а Володя режиссирует, да режиссирует так классно, что всей съёмочной группе становится понятно, что он может быть кинорежиссёром. Вы знаете, если человек талантлив, он талантлив во всём! И это не только съёмочная группа поняла, но и дирекция киностудии. Потом спустя небольшое время, когда у нас на студии появился проект «Зелёный фургон», а режиссёр ещё не был назначен, дирекция пригласила Володю быть режиссёром-постановщиком фильма. Он начал подготовительный период, тогда готовились всерьёз, по полгода длилась подготовка, написал три песни для этого фильма, а жизни не хватило… Поэтому снимал другой режиссёр, Александр Павловский, очень способный, мастер комедийного жанра. Когда Павловский закончил картину, он обратился в дирекцию с просьбой, и мы горячо её поддержали, чтобы в титры был поставлен и Владимир Высоцкий, хотя, в принципе, он фильм не снимал.



Страница из газеты, издаваемой за границей

Братья Вайнеры: мы писали роман не про Жеглова, а про Шарапова

Когда картина «Место встречи» была закончена, худсовет принял её на ура, приехали братья Вайнеры. Они посмотрели, и в отличие от нас всех, которые ликовали, остались недовольны и сказали: «Нет, ребята, снимите наши фамилии с титров, мы под этим подписываться не хотим. Мы писали роман не про Жеглова, главу МУРа, а про Шарапова, фронтового офицера, который попал в милицию, увидел, что там творится. Он начал с этим бороться, с произволом шараповским, а вы тут такое наворотили».


Когда заканчивается картина, делается покадровая запись на бумаге – что в каждом кадре, сколько он длится – монтажные листы. Начинаются они с титров, вот титр: «Автор сценария – Станислав Константинов», вот такой псевдоним придумали себе братья Вайнеры, чтобы не засвечиваться с таким «нехорошим» фильмом. Но когда фильм вышел на экраны, звонят и говорят: «Верните наши фамилии». Им сказали: «Это надо переснимать титры, это денег стоит», они с удовольствием заплатили и остались авторами.





Фильм был действительно с восторгом принят всеми, но один документ у меня есть любопытный. Студия была завалена письмами, и вот пришло такое официальное письмо: «Деятельность МУРа всегда отличалась партийностью, в фильме это не нашло достаточного отражения. Характерными особенностями сотрудников всегда был точный расчёт, высокое профессиональное мастерство, идейная закалённость, их отличала строгая дисциплина. На экране эти качества стушёваны». И подпись: генерал-лейтенант милиции Кожин и другие члены секции ветеранов МУРа. Не совпала их точка зрения с точкой зрения массового зрителя, и слава богу. Потому что действительно фильм бы любимым, во всяком случае, лозунг «Вор должен сидеть в тюрьме» остался до сих пор, правда, не всегда исполняется.

Главная роль с неглавной зарплатой

Тогда оплата труда актёров зависела от тарификации. Когда Говорухин пригласил Высоцкого, у него не было ещё высокой тарификации, а у Конкина уже была, потому что он перед этим снялся в картине «Павка Корчагин» в главной роли, Конкин получил разные награды от ЦК Комсомола, ещё от кого-то, и ему подняли тарификацию до потолка. У меня есть ведомость, где написано, кто сколько получал: Жеглов – 42 рубля, Шарапов – 52 рубля за один съёмочный день.




Сегодня актёр сам называет себе цену, тогда работали не только за деньги, но и за то удовольствие, которое получают, занимаясь творчеством. Я всегда говорю: я счастливый человек, я всю жизнь занимаюсь любимым делом, а мне ещё за это и платят.





Сценарий «Места встречи изменить нельзя» с рабочим названием «Эра милосердия». Он принадлежал второму режиссёру картины Надежде Поповой, которой уже нет в живых



Интересный способ тиражирования сборников – большая негативная фотоплёнка для дальнейшей печати






Самиздат




Рекламка фильма «Опасные гастроли» на украинском языке
Фото: Оксана Солопова
Источник



Tags: Высоцкий, Жеглов, Место встречи, Шарапов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments