Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Category:

✨Для тех , кто хочет подружиться с джазом

Для тех , кто хочет подружиться с джазом

 

Приступая к знакомству с джазом, главное - соблюсти пару нехитрых правил......

Первое - не спрашивать, что такое "джаз". (- Все равно вразумительного ответа не получите, а лишь запутаетесь в музыкальных терминах и "мнениях экспертов").

Второе - не относиться к этому знакомству чересчур серьёзно. Ведь джаз, в лучших своих проявлениях, подвижен, легок на подъём, общителен и симпатичен. У него прекрасное чувство юмора. Однако, он умеет и грустить - светло и, что важно, не долго.

Он не занудствует и не требует от тебя невозможного - знаний нотной грамоты, смокинга и консерваторского диплома. Он просто хлопает тебя по плечу и увлекает за собой.

Всё это делает джаз прекрасным товарищем и попутчиком. Хм... Так-то оно так, но вот на юбилеи или свадьбы в наших краях, крестины или выпускные вечера джаз приглашать не принято. - Накуролесит с ритмами, собьёт "с ноги" танцующих... Да он и не настаивает. Просто бродит где-то рядом, насвистывая "Осенние листья" в аранжировке Эддерли и Дэвиса (Adderley and Davis) улыбается и смотрит на освещенные окна, за которыми гремят посудой, делают уроки, просто живут. Живёт и он...

 



 

В общем джаз, хоть и обаятелен, но всё же не так прост, как кажется. Поэтому важно выстроить с ним правильные отношения.

И теперь Ваш новый друг уже сам поведает Вам что-то важное о себе. Уступаю ему перо и редакторское кресло...

- А вы от меня чего ждёте? - Спрашивает Вас Джаз. - Развлечений? Удовольствия? Что ж, в таком случае Вы попали точно по адресу! В этом плане не подведу. Но все-таки не требуйте от меня слишком многого. По крайней мере, в день знакомства. И уж точно не ждите от меня привычного, ожидаемого. Здесь всё будет словно впервые. И каждый раз я буду разным. Даже в случаях с хорошо знакомыми композициями.

Да, джаз меняется со временем, и не только с каждым десятилетием, но и с каждой новой пластинкой, с каждым новым концертом. Каждый раз он - разный. Как театральный спектакль, как футбольный матч, как бутыль вина. Как Женщина! И в каждом новом случае на их эволюции накладываются изменения, происшедшие с тобой. 

Джаз - это в первую очередь импровизация, авторский взгляд на давно и хорошо знакомое, свой собственный голос, индивидуальность. В джазе главное - не столько ЧТО играть, сколько КАК играть.

Вот, к примеру, известнейшая тема, практически визитная карточка жанра, придуманная саксофонистом Полом Дезмондом (Paul Desmond) доведённая до ума пианистом Дэйвом Брубеком (Dave Brubeck) и исполненная его ансамблем - Take Five.

В первом случае её сыграет квартет Дэйва Брубека (Dave Brubeck) с участием Пола Дезмонда, и это будет чисто инструментальная пьеса, хрестоматийный вариант. Авторы не дадут соврать.

 



 

Второй вариант - та же самая тема, но прочувствованная и переосмысленная замечательными вокалистами-импровизаторами Элом Джерроу (Al Jarrow) и Куртом Эллингом (Kurt Elling)

 



 

 Хорошо. - Скажете Вы. - Но зачем играть одну и ту же тему по-разному?

Так ведь музыканты же очень разные. Каждый со своим темпераментом, школой, со своим инструментом и уникальным ансамблем, со своим настроением и даже со слушателями, пришедшими на концерт... Да. Именно со слушателями, с их реакцией, с их овациями и одобрительным присвистыванием. В джазе это очень влияет как на исполнителей на сцене, так и на конечный результат, на то новое произведение, которое рождается в своём неповторимом виде. Только здесь и сейчас. Рождается и, если звукорежиссер его не зафиксировал, остается только в сердцах слушателей, становится легендой.

Для тех , кто хочет подружиться с джазом

Прекрасный образец классического джаза, который очаровывает первыми же своими звуками и с которым "под крышей дома своего" уютно в любую погоду. Это - запись которая может звучать фоном, создавая своим дружелюбным, теплым звуком, особое настроение, вызывая добрую улыбку и невольное "ну, умели же играть люди".

Coleman Hawkins - I'll Never Be The Same.

 



 

Мы слышим здесь не только классический тенор-саксофон. В ансамбле с "гением"-Хоукинсом здесь трудятся, играючи, выдающиеся джазовые музыканты - пианист-гений Оскар Питерсон (Oscar Peterson), надежный партнер пианиста-гения, гитарист Херб Эллис (Herb Ellis), мощный контрабасист Рэй Браун (Ray Brown) и довольно известный ударник Элвин Столлер (Alvin Stoller).

(Вне конкурса, как для новичков, так и для более искушенных приятелей старины-джаза, которые наверняка прочтут эту статью, порекомендую сборник записей другого титана джаза, обладателя уникального звука, тенор-саксофониста Бена Уэбстера (Ben Webster). - Atmosphere For Lovers And Thieves.

Для тех , кто хочет подружиться с джазом

СЛУШАТЬ 

Здесь одна эллингтоновская, записанная в 1965 году, в "фирменном" стиле Дюка с датскими музыкантами Blue Light чего стоит. А вообще вся пластинка достойна того, чтобы именно с неё начать слушать хороший джаз.

 

Ben Webster - Blue Light

 



 

Следующий альбом рекомендую с замиранием сердца. Ведь это пластинка обожаемой джазовой дивы Эллы Фитцджеральд (Ella Fitzgerald)

Для тех , кто хочет подружиться с джазом

СЛУШАТЬ 

Здесь феноменальная певица исполняет под акомпанемент пианиста Эллиса Ларкинса произведения Джорджа Гершвина.(George Gershwin) Весь альбом слушается на одном дыхании, от "а" до "я". Неувядаемая классика джазового вокала.

Музыка Джорджа Гершвина. Стихи Айры Гершвина (Ira Gershwin.) Исполняет Ella FITZGERALD - Someone to watch over me.

 



 

...А вот так звучит один из лучших джазовых оркестров - коллектив Дюка Эллингтона.(Duke Ellington). А может даже и лучший. Впрочем, можно смело сказать не "оркестр", а "оркестры", т.к. этот великий композитор, пианист и бэнд-лидер постоянно обновлял состав, заменяя выбывших музыкантов, набирая новых, делая из них настоящих джазовых звёзд. Однако, при всей своей "звёздности", при всех выдающихся солистах команда Дюка всегда звучала как единый организм. Можно даже сказать, что если Уэбстер (Webster) играл на саксофоне, а Питерсон (Peterson) на рояле, то Эллингтон играл "на оркестре". И это действительно так. Чтобы это понять, достаточно недолго послушать любой из сборников лучших записей Дюка...

Для тех , кто хочет подружиться с джазом

СЛУШАТЬ 

 



 

Послушайте, как утонченно и слаженно звучит оркестр! Действительно, как один инструмент. При этом мы слышим чудесные, короткие соло великих музыкантов, участников коллектива Эллингтона - альт-саксофониста Джонни Ходжеса (Johnny Hodges) трубачей Кэта Андерсона (Cat Anderson) и Кути Уильямса (Cootie Williams ) кларнетиста Рассела Прокоупа (Russell Prokope) и др. Сам Эллингтон при этом играет на фортепиано.

Только что мы с вами послушали большой состав, выдающийся оркестр. А теперь давайте послушаем классическое и тоже выдающееся джазовое трио. Его лидер - пианист и руководитель замечательного оркестра Каунт Бэйси.(The Count Of Base)  Компанию ему составляют контрабасист Рэй Браун (Ray Brown) и барабанщик Луи Белльсон. (Louis Bellson.) - Count Basie / Kansas City 3 ‎– For The Second Time.

Для тех , кто хочет подружиться с джазом

СЛУШАТЬ 

В этой пластинке  паузы, и затухания звука в джазе часто играют не последнюю роль. Запись также на все времена. Для тех, кто устал от бытовой повседневной трескотни.

На протяжении первого полувека своего существования джаз шагал своим тернистым и почти бескомпромиссным путем. Эволюционировал, прибирал к рукам новые инструменты, растил классиков. Под него танцевали и хоронили, ради него создавали огромные студии звукозаписи и пили бутлегерский вискарь...

И вот, в сороковых-пятидесятых, получив мировое признание, перелетев через океан и поближе познакомившись с европейской классической музыкой, джаз призадумался, прислушался к тому, что в мире творится...

Каждая из этих пауз, экспедиций давали новые мощные импульсы для развития жанра. Благодаря таланту саксофониста Стэна Гетца засияла новыми гранями подмешанная в бокал с джазом бразильская босса-нова. С той стороны океана, уже во Франции джаз, стараниями пианиста и композитора Жака Люссье, прислонился к великому наследию Иоганна Себастьяна Баха. Именно "прислонился". Ну, по крайней мере, я это так определяю. Или пофлиртовал. Или согрешил... Верно, в принципе, и то и другое. Но явление это состоялось!

И уж как только не поливали этого французского музыканта почитатели классики, и уж как только ему не доставалось от поклонников джаза - мол, маргинал, оппортунист, профанатор - а всё равно записи Люссье, считающегося по привычке джазовым, всё слушают и слушают. Более того, с их помощью приходят к джазу все новые слушатели - как любители классики со стажем, так и просто люди, что называется, "с улицы".

Ну, что? Отведаем "солянки Баха" от шефа Люссье?

И это будет пятая рекомендованная для знакомства пластинка.

 



 

 

Это были пять пластинок, рекомендованных для знакомства с джазом.

А может быть кто-то сведущий и погруженный набросает свою "великолепную пятёрку" для желающих проникнуть в пёстрый мир джаза, освоиться в нем.

_______________________________________________

music-video.mirtesen.ru   

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments