Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Category:

✨ Весь вечер на арене... клоуны

Иштван Биаи-Фоглейн «Клоуны»
Иштван Биаи-Фоглейн «Клоуны»



Как в России зарождался новый цирковой жанр

Накануне революции в Петербурге было весело — синематограф, спорт, гуляния. Но любимцами столичной публики стали клоуны. Острые на язык или смешные в своей неуклюжести.
 

Белый и Рыжий


Клоунада в российском цирке появилась довольно поздно. Если в Западной Европе клоуны сменили Арлекино и Пьеро на сцене в первой четверти XIX века, то в России еще много лет обходились без них. Долгие годы цирковые представления состояли из конных каруселей, пантомим, выступлений силачей и акробатов. Собственно клоуны начали выходить на манеж лишь в 1870‑е. Зато они быстро прижились и стали популярными.    

Первые амплуа российских клоунов были просты — Белый и Рыжий. Белый — чаще грустный или глуповатый простак. Рыжий — ловкий смекалистый задира. Прозвище пошло от яркого рыжего парика. Хотя поначалу этого персонажа чаще называли Иван-кирпич. Рыжий и Белый могли выступать на пару, или на сцену выходил только Рыжий.

Дореволюционных клоунов отличал очень яркий грим. Лицо выбеливали, губы красили красной помадой, рисовали выразительные брови, подводили глаза, превращая лица в маски, на шею надевали большие жабо. Позже, после революции, грим стал более простой, «человечный», неотъемлемым признаком клоуна остался лишь красный нос.
Знаменитый цирк Чинизелли открылся в Петербурге в 1877 году. Порой одновременно в труппе было до десятка клоунов. А в 1885‑м даже сразу 15. Зачем так много? Просто в те годы клоуны могли выполнять разные функции на манеже. Одни выходили с соло-номерами, другие разыгрывали массовые сценки, третьи заполняли паузы между выступлениями других артистов, и, наконец, четвертые могли совмещать шутки со сложными трюками на лошадях, на канате или с дрессированными животными. Например, в 1899 году петербургскую публику развлекал клоун Мяско со своим говорящим пони. Но все же чаще зрители смеялись над неловкими падениями, ушибами, глупыми ситуациями, в которые попадали сами клоуны или ставили в них других.


Бим и Бом


Элитой этого потешного мира считались соло-клоуны или клоуны-буфф. Они выходили на манеж со своим отдельным номером. В некоторых цирках из таких сценок могло состоять и все представление. Получался по нынешним меркам концерт юмористов.

Одним из выдающихся цирковых клоунов был Иван Радунский. Впрочем, публика его знала как Бима или дуэт Бим-Бом. При этом Бомов Радунский на своем веку сменил аж четверых. А начинал он в Одессе, играя на горшках и бутылках в садике у местного пивзавода. Потом перебрался в Петер­бург. И тут ему посчастливилось познакомиться с обрусевшим итальянцем Феликсом Кортези — музыкантом-любителем. В 1891‑м дуэт взял сценический псевдоним Бим-Бом. Их «фишкой» была игра на разных музыкальных инструментах, а также на метле, пюпитре, пиле, визитных карточках, глиняных горшках, сковородах и пустых бутылках. На них клоуны исполняли целые оперные партии. При этом они еще и разыгрывали акробатические номера. Могли, например, запрыгивать на плечи друг к другу или перекатываться через спину, не выпуская из рук смычка. Они одними из первых отказались от распространенной в то время у клоунов традиции говорить по-русски с иностранным акцентом, почти не использовали грим. Очень редко падали на сцене или обливали друг друга водой и не вытворяли прочие глупости. Бим Радунский отвечал за смешные тексты диалогов, а Бом Кортези за новые мелодии.

Бим (Иван Радунский) и Бом (Феликс Кортези)

Дуэт быстро обрел популярность, Бим-Бом стали премьерами в цирке Чинизелли, разъезжали с гастролями. Но во время выступлений в 1897 году в Астрахани произошла трагедия. Феликс, купаясь в реке, утонул. Иван пытался выступать соло, потом со своей женой, затем с женой погибшего напарника, но выходило не так задорно, как с итальянцем.

Спустя два года после смерти друга Бим нашел нового Бома.

Им стал Мечислав Станевский. В 1905‑м клоуны стали активно шутить на околополитические темы. А после 1917‑го не стеснялись высмеивать и новую советскую власть. По одной из цирковых баек, как-то раз на выступление Бим-Бома пришли чекисты. Им не понравилась злободневная сатира, и они решили арестовать клоунов прямо на арене. Вышли в манеж. Публика подумала, что это часть постановки. Но, когда чекисты достали пистолеты, а Раевский в испуге припустил за кулисы, стало понятно, что это не шоу, а новая суровая реальность. Биму стреляли вслед, в цирке началась паника, но клоуну повезло, и он смог убежать.

Позже Раевский ненадолго уезжал в Польшу, затем вернулся в Союз и еще дважды возрождал дуэт. Ансамбль «Бим-Бом» просуществовал до 1946 года.


Коверные игры


Впрочем, не всем так везло с карьерой, как Биму и его Бомам. Боль­шинство клоунов в дореволюционном цирке отнюдь не были звездами. Они заполняли паузы между номерами. Пока рабочие меняли оборудование и ковер, клоуны развлекали публику. От этой замены ковров и пошло их название — коверные или даже подковерные. Они выходили на манеж помногу раз за представление, иногда помогали другим артистам — что-то подать, подержать.

В XIX веке набор шуток таких клоунов был невелик. Рыжий мог подкинуть уборщикам опилок, припасенных в кармане, мог «незаметно» стащить какой-нибудь инструмент и прятать его от рабочего под полой своего костюма. Он заигрывал с публикой, падал ей на потеху. Иногда пародировал предыдущего артиста. Когда рабочие сцены (униформисты) уходили с манежа, коверный запрыгивал кому-нибудь из них на спину или залезал в тачку с ковром. Это была классика жанра. Коверными могли подрабатывать и служители цирка. Редко кто из таких клоунов добивался подлинного успеха. Но их тоже ценили в цирке, ведь именно коверные соединяли все номера в единое представление.

Были среди них и выдающиеся. Таких клоуны-буфф включали в свои сценки. Или даже специально им подыгрывали. Но едва кончалась техническая пауза, как коверный должен был покинуть сцену, даже если он не успел закончить свою репризу. Такова уж была его роль на манеже. Посте­пенно номера коверных становились все сложнее. Они начали сами сочинять куплеты, частушки, устраивать мини-спектакли. В 1920‑е арены российских цирков заполонили «Чарли Чаплины». Популярного киногероя активно пародировали советские клоуны.
Коверный клоун Константин Берман в роли Чарли Чаплина

Одним из коверных, кому удалось дорасти до полноценных выступлений, был Павел Брыкин. Он ловко высмеивал городских обывателей. Другой знаменитый коверный — Василий Камбаров. Он в цирке начинал как «человек без костей», затем был эквилибристом, фокусником, чревовещателем, наездником. В начале 1900‑х стал клоуном. Его коронным номером было заднее сальто по кругу манежа с одновременной игрой на гармонике.

Павел Брыкин

В 1930‑е после засилья «Чапли­ных» в цирках стали появляться новые персонажи. В Ленинграде это был нескладный бухгалтер Павел Алексеевич (в исполнении Павла Алексеева), а вскоре нарисовался и Карандаш (Михаил Румян­цев). Так начиналось новое поколение уже советских клоунов.


 
Елена Ожегова



Интересные факты



Три дня на дрессировку порося


Знаменитая цирковая династия Дуровых тоже начиналась с клоунады. Братья Анатолий и Владимир Дуровы рано остались без родителей. Их в Москве воспитывал дядя — добрый, заботливый, но не разделявший увлечения цирком.

Анатолий Дуров
Анатолий Дуров


Несмотря на запреты, оба мальчика связали свою жизнь со сценой. Владимир стал известным дрессировщиком, и его «Уголок Дурова» прославился на весь мир. Анатолий тоже занимался дрессурой, но другой — клоунской. Впрочем, начинал он с гимнастики. Еще будучи подростком, нанял себе учителя — балаганщика Отто Клейса — и подарил ему плетку, которой велел хлестать себя за любые провинности. В 16 лет Анатолий сбежал из дома, гастролировал с разными цирками. Довольно рано решил попробовать себя в роли клоуна. Взял себе псевдоним Толя и стал выступать с животными. Они не выполняли каких-то удивительных трюков. Но Дуров так умел обыграть их нехитрые номера, что получалось смешно. Он даже писал: «В случае нужды для номера с поросятами я их беру напрокат. Три-четыре дня вполне достаточно, чтобы животное выдрессировать для нужных мне целей». Так, в 1891 году Дуров оказался на гастролях в Одессе. В это время градоначальником там был адмирал по фамилии Зеленый. Однажды он зашел в зал, где все обедали. Народ вскочил с мест и вытянулся по струнке. Только Анатолий остался сидеть. Градоначальник его отругал.

А на очередном выступлении клоун вывел на манеж борова, выкрашенного в зеленый цвет, и заставлял других животных ему кланяться. Сам Зеленый как раз был в зале. Немудрено, что Дурова из города выслали.
В 1895 году Анатолий поставил номер «Взрыв в крепости». После взрыва по цирку разлеталось и разбегалось больше тысячи кур и около 500 петухов. Год спустя 70 поросят участвовали в его номере «Приключения в городе Свинске». Неизвестно, до чего бы довел острый язык этого клоуна во время революции, но до нее он не дожил, умерев в 1916‑м от брюшного тифа.

Дело Анатолия Дурова продолжил его сын — Анатолий Дуров‑младший. Он также занимался дрессурой и был клоуном. Еще на заре карьеры, в 1914 году, за резкую шутку был на два года выслан в Вятскую губернию. После революции гастролировал по Европе, в 1925‑м вернулся в СССР. Он погиб спустя три года от случайного выстрела на охоте. Его внучка Тереза стала дрессировщицей, а правнучка — тоже Тереза — снова вернулась к жанру клоунады.


«Кто хочет смеяться, просим в цирк являться»


114 лет выступали на российских манежах клоуны династии Феррони. Корни этого рода уходят в Италию, где жили маркизы Феррони. Но в 1785‑м родился Джузеппе, который вопреки семейным традициям отказался жениться по расчету и сбежал с циркачами. Он стал канатоходцем, основоположником большой династии. В 1874‑м в Россию приехал его внук Дионисий с семьей. Он сбежал по политическим мотивам, так как был гарибальдийцем, а их подвергали преследованиям. Дионисий приехал в Россию с пятью детьми. В отличие от деда он был не только канатоходцем, но и клоуном. В небольших веселых сценках участвовали и все его дети. В 4−5 лет они впервые выходили на манеж в клоунаде «Пузырь». Малыш с надутым бычьим пузырем выбегал на сцену и бил им клоуна постарше по спине. Потом начинались погоня и веселый допрос.

«Братья Танти» и клоун Лазаренко
— Ты чижик?
— Я чижик.
— Ты ударил?
— Я ударил.

Вырастая, дети становились цирковыми артистами разных жанров. И в дальнейшем тоже часто работали семьями.

«Стой! Стой! Остановись!
Сегодня у господ Оресто бенефис!
Кто хочет смеяться, просим в цирк являться,
Скучать — дома оставаться!" — зазывала афиша Оресто Феррони.

Его брат Константин выступал под псевдонимом Танти и именовал себя обер-клоуном. Прославился пародиями на классические спектакли, а также номером, в котором выезжал на сцену на поросенке Амурчике. Константин Феррони был единственным из своей семьи, кто выступал соло-клоуном.

А вот его сыновья — Константин и Леонардо — образовали уже дуэт «Братья Танти». Это было в 1913 году. Во время Первой мировой войны они высмеивали союзников и врагов России в острых скетчах. Во время революции и в 1920‑е годы «Братья Танти» имели наибольший успех. Они очень быстро отзывались на события в стране юморесками и диалогами. На сцене они разыгрывали клоунаду «Междугородный телефон», имитируя плохую слышимость и постоянно меняя содержание разговора.

Вот лишь один пример:
К.: Помощь Нобиле оказал «Красин».
Л.: Полет Нобиле оказался напрасен?
К.: Кто врет больше — мой телефон или твой?
Л.: Скандал между Польшей и Литвой?
К.: На линии повреждения, нужен ряд поправок!
Л.: Что? Румыния, по обыкновению, кого-то обокрала?
К.: А что б ты треснул, давай прекратим!
Л.: Да, да! Верно! В трестах бюрократизм.
Константин ушел со сцены в 1943‑м, Леон — в 1962‑м.

Последним из династии Феррони на российском манеже выступал Виктор — правнук Дионисия. Он также был клоуном, успел поработать с дядей Леоном и своим отцом Энрико. Заканчивал карьеру уже коверным клоуном. С манежа Виктор ушел в 1988 году.
__________________________________________________

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments