Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Categories:

✨Художница Артемизия Джентилески , униженная и оскорбленная, но не сломленная! часть 1

Джентилески, униженная и оскорбленная...Картины и драма всей жизни замечательного художника

Творчество Артемизии Джентилески долгое время не привлекало особого внимания искусствоведов и коллекционеров. Интерес к картинам и неординарной биографии художницы начал повышаться с 1970-х годов, и сейчас многие называют ее вторым по значению итальянским художником XVII века после Караваджо. 

Роман об Артемизии был написан в 1944—1947 годах итальянской писательницей Анной Банти, в окончательной версии он приобрёл форму дневника, имел большой успех, переведён на несколько языков. Затем биография Артемизии легла в основу драмы американской писательницы Венди Вассерштайн «Хроники Хейди» (1988) и пьесы «Жизнь без подсказки» канадской писательницы Салли Кларк (поставлена в 1988 -1991 гг.). В 1997 году фильм «Артемизия» был снят французским кинорежиссёром Аньес Мерле (в заглавной роли Валентина Черви). В 1998 году роман о художнице был написан французской писательницей Александрой Лапьер. В 2002 году стал международным бестселлером роман американской писательницы Сьюзен Вриленд «Страсти по Артемизии», он был немедленно переведён на 20 языков.

 

«Автопортрет в образе св. Екатерины» (1615)

«Автопортрет в образе св. Екатерины» (1615)

В декабре 2017 года её ранее неизвестная картина «Автопортрет в образе святой Екатерины» была продана в парижском аукционном доме Drouot за рекордную для этого автора сумму в €2 360 600. Предыдущий ценовой рекорд на её полотна составлял $1 200 000, который удалось выручить за картину «Мария Магдалина в экстазе», которая также была найдена во Франции и продана на Sotheby’s в 2014 году.(отсюда)

 

Артемизия Джентилески (итал. Artemisia Gentileschi, 1593 — ок. 1653/56) — известная итальянская художница эпохи барокко. Первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции — первой художественной академии Европы.

РАННИЙ ПЕРИОД

Артемизия, старшая дочь тосканского художника Орацио Джентилески и его жены Пруденции Монтоне, родилась в Риме 8 июля 1593 года. Мать умерла, когда дочери было двенадцать, и на плечи девочки легли домашние хлопоты и забота о младших братьях.

Отец Артемизии не хотел, чтобы дочь стала профессиональной художницей, и поэтому неоднократно отправлял ее в монастырь, но попытки обеспечить дочери будущее монахини не увенчались успехом.

 

Артемизия Джентилески (4).jpg


Артемизия Джентилески «Преображение Марии Магдалины» (1615-1616) палаццо Питти, Флоренция)

Артемизия стала изучать живопись в мастерской отца, причём более успешно, чем её братья, которые также работали в мастерской Орацио. Отец видел в таланте Артемизии прежде всего практическую выгоду: она могла помочь ему в работе, это позволило брать больше заказов.

Мастерство Артемизии росло так быстро, что уже к 14 годам она заявила о себе как о серъезной и зрелой художнице: В 1607-1610 годах Артемизия создала картину "Юдифь и её служанка Абра с головой Олоферна" - сюжет, к которому она еще не раз вернётся и которой в определённой мере стал для неё судьбоносным.

B 1609 году Артемизия создала большoe полотно «Мадонна с младенцем».

B 1610 году была начата картина «Играющая на лютне».

 

«Играющая на лютне»/«Святая Цецилия» (1610-1612). Цецилия Римская (лат. Caecilia Romana, итал. Cecilia a Roma, Кикилия, Чечилия; 200, Рим — 230, Рим) — святая римская дева-мученица III века. В католической церкви с XVI века является покровительницей церковной музыки. С XIV века изображается обычно с небольшим оргАном (позитивом) в руках; другой иконографический атрибут — роза.

«Играющая на лютне»\ «Святая Цецилия» (1610-1612).

В католической церкви с XVI века является покровительницей церковной музыки.

Также в 1610 году была написана картина «Сусанна и старцы», изображающая библейскую историю, в которой группа озлобленных старцев домогалась женщину во время купания. По легенде, к Сусанне — красавице-иудейке, которая с мужем жила при дворе царя Навуходоносора — повадились ходить два старика, прельщенные ее красотой. Домогательствами и шантажом они старались добиться ее внимания. Но Сусанна отказала, и старики публично обвинили ее в прелюбодеянии и разврате. Суд приговорил женщину к смертной казни. К счастью, в дело вмешался пророк Даниил, который вывел старцев на чистую воду и доказал невиновность Сусанны.

 

Артемизия Джентилески (3).jpg

«Сусанна и старцы» (1610)

Обращает на себя внимание, что Сусанна, написанная Артемизией Джентилески, не пассивная участница событий, не демонстрирующая выраженной реакции на них, как в большинстве картин на данный сюжет, созданных ранее. На картине выразительно показано, что домогательства старцев причиняют героинe страдания.

Возможно, в этой картине уже отражена собственная история художницы: 

Видя талант дочери, Орацио Джентилески обратился к пейзажисту Агостино Тасси, с которым в то время сотрудничал, чтобы тот обучил Артемизию искусству перспективы. Тасси, известный своим буйным и жестоким нравом, изнасиловал юную ученицу. В Риме того времени «позор» изнасилования можно было смыть только браком; отец Артемизии, будучи в курсе происшедшего, надеялся, что Тасси женится на его дочери, и долго не мог поверить в вероломство своего компаньона. Только после настойчивых просьб дочери он подал на Тасси в суд. Сама жертва, согласно закону, не могла выступать истицей, поэтому ее представлял отец, его задачей было доказать «повреждение собственности» и снижение «бартерной рыночной стоимости» дочери, вызванное «потерей невинности». Ничего более унизительного женщина того времени не могла представить.

На суде выяснилось, что Тасси давно женат, о чем не подозревали ни Артемизия, ни ее отец; также насильник поначалу все отрицал, а затем, когда скрывать правду стало уже невозможно, уверял, что сама Артемизия небезгрешна, а напротив — отличается легкомыслием и доступностью. Тасси заявил, что это не он изнасиловал Артемизию, а она сама его соблазнила: вела себя развратно и позволяла за собой ухаживать.

 

«Юдифь и её служанка Абра с головой Олоферна» (1607-1610)

«Юдифь и её служанка Абра с головой Олоферна» (1607-1610)

Последовало восьмимесячное судебное разбирательство, мучительное для Артемизии; её допрашивали в присутствии насильника, дважды подвергали публичному гинекологическому осмотру в присутствии судей и даже пытали, стараясь вырвать признание в клевете: Для доказательства своей правоты Артемизия должна была неоднократно вытерпеть пытку, при которой зажимались в тиски фаланги пальцев. Едва не теряя сознание от боли, она продолжала выкрикивать одно и то же: «Это правда! Правда, правда!» Её насильника, разумеется, не пытали.

«Когда мы стояли у двери, он втолкнул меня в комнату и запер дверь. Ударом в грудь он бросил меня на кровать, рукою схватил за грудь, а ногой раздвинул бёдра так, чтобы я не могла их свести. Он заткнул мне рот обрывками моей же одежды, а рукой давил на горло, чтобы я не могла кричать. Он проник внутрь меня, я чувствовала боль и жжение, и кровь текла не только по моему избитому лицу... Я пыталась отбиться, кричать, но не могла позвать на помощь, потому что он всё еще затыкал мне рот. Я кусала его, била, расцарапала его лицо, но он оказался сильнее меня. Ничто не могло его остановить,» - таковы были показания Артемизии.

Надо было быть очень храброй, чтобы в те времена начать такой процесс. И всё же суд до конца так и не поверил Артемизии и не был строг к Тасси, хотя во время суда оказалось, что он изнасиловал не только Артемизию, но и сестру собственной жены, свою невестку и еще нескольких женщин. Тасси просидел в тюрьме восемь месяцев, а затем был отпущен на свободу, его карьера художника ничуть не пострадала. Судебный процесс Джентилески был не последним в его жизни - позже Тасси обвинили в организации убийства его жены.

Репутация Артемизии была сильно испорчена; отец, чтобы «восстановить честь» дочери, заставил Артемизию выйти замуж, и вместе с мужем она в 1612 году уехала во Флоренцию, где прожила до 1621 года. После свадьбы она взяла фамилию не мужа, а дяди: Джентилески Ломи.

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЕРИОД (1612 — 1621)

Во Флоренции выдающийся талант Артемизии сразу заметили, и она обросла полезными знакомствами: Под свое покровительство ее взял Козимо II Медичи (великий герцог Тосканский с 1609 по 1621 год), с с его дочерью Марией Кристиной* они стали близкими подругами.

В течение всей жизни художница питала особый интерес к изображению женщин - её женские образы необычайно выразительны, зачастую драматичны и нередко внешне похожи на саму художницу. Также известен ряд её автопортретов.

 

«Автопортрет в образе мученицы» (1615)

«Автопортрет в образе мученицы» (1615)

Её стиль живописи был реалистичным, без распространенных в то время идеализации и пафоса, а изображенные ею женщины были не идеальными проекциями "женской красоты", а конкретными действующими лицами из плоти и крови. Художница часто изображала женщин, подвергшихся мужскому насилию (Сусанна, Вирсавия), и героических женщин, которым удалось одержать верх над мужчинами (Юдифь, Эсфирь, Иаиль). Картины Джентилески обличали мужское насилие и воспевали женский протест и силу духа.

Именно воительница Юдифь, которой удалось расправиться с завоевателем Олоферном, стала самой запоминающейся из героинь Джентилески, а работа "Юдифь, обезглавливающая Олоферна"- самым известным произведением художницы.

 

«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612-1613)

«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612-1613)

По легенде иудейка Юдифь проникла в военный лагерь ассирийцев, которые осаждали ее город. Она надела свой лучший наряд и вошла в палатку полководца Олоферна. Красота женщины поразила Олоферна и он «возжелал сойтись с нею», но раньше, чем он успел это сделать, Олоферн напился и заснул. В этот момент Юдифь, ни минуты не мешкая, его же мечом отрубила ему голову.

Библейская легенда о Юдифи издавна привлекала внимание художников. Для мужчин она стала олицетворением смертельного соблазна, женского коварства, грозящего крахом и гибелью. Большинство художников, за исключением, может быть, Караваджо, изображали Юдифь уже после убийства, с отрубленной головой Олоферна - смертоносная женственность, торжествующая над поверженным мужчиной, аллегория мужских страхов.

У Артемизии, как можно догадаться, было свое видение. 

Прежде всего ее Юдифь не так юна и соблазнительно-красива - это женщина с жестким лицом и крепкими руками, решительно и быстро выполняющая опасное, но необходимое дело. 

Юдифь изображена на картине в момент, когда она отрубает голову Олоферну, ее решительный взор и твердую руку не останавливают даже потоки крови, хлынувшие на кровать. 

Картина обезглавливания Олоферна подчеркнуто реалистична - мы видим кровь, видим напряженные лица героини и ее служанки, лицо Олоферна, на котором уже застыло смертное безразличие, хотя рука его еще взметнулась в последней попытке сопротивления. Сильный свет падает слева и освещает темное пространство, усиливая напряженность сцены. Страшное и сильное полотно, олицетворяющее справедливое возмездие.

Интересна картина и тем, что в образе Юдифи Артемизия изобразила себя, а в образе Олоферна - своего насильника Тасси.

Позже художница еще не раз обращалась к этому сюжету.

У Джентилески есть также несколько вариантoв картины на тему «Юдифь со служанкой». 

На одной из них, изображающей Юдифь и служанку, скрывающихся после совершённого, мы видим опять-таки не соблазнительную деву с трофеем, но женщин, более похожих на диверсанток или подпольщиц, возвращающихся с опасного задания.

 

«Юдифь со служанкой» (1612-1614)

«Юдифь со служанкой» (1612-1614)

Юдифь некрасива, ее тяжеловатый профиль выражает силу и внимательную настороженность. Служанка практично придерживает корзину со страшным грузом при помощи полотенца, не дающего крови пролиться на землю и оставить следы. Обе женщины удивительно человечны, они не аллегория патриотизма, красоты или соблазна, а очень живые героини, из плоти и крови.

Похожий сюжет был воплощен в полотне «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1610-1615).

 

Саломея (ивр. Шломит, 5 год или 14 год — между 62 и 71) — иудейская царевна, дочь Иродиады ((ок. 15 до н. э. — после 39 н. э.) — по сообщению Иосифа Флавия, Иродиада была внучкой Ирода Великого от его сына Аристобула) и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы (правителя Галилеи и Переи с 4 года до н. э. по 39 год н. э)); впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Одна из персонажек Нового Завета. Согласно некоторым евангелиям, Ирод Антипа планировал казнить Иоанна Крестителя («хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14:5)). Танец юной Саломеи на праздновании его дня рождения привёл к тому, что Антипа согласился выполнить любое её желание, и, будучи научена своей матерью, Саломея потребовала убить Иоанна Крестителя, и после казни ей была принесена на блюде его голова.

Саломея (ивр. Шломит, 5 год или 14 год — между 62 и 71) — иудейская царевна, дочь Иродиады ((ок. 15 до н. э. — после 39 н. э.) — по сообщению Иосифа Флавия, Иродиада была внучкой Ирода Великого от его сына Аристобула) и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы (правителя Галилеи и Переи с 4 года до н. э. по 39 год н. э)); впоследствии царица Халкиды и Малой Армении.
Одна из персонажей Нового Завета.
Согласно некоторым евангелиям, Ирод Антипа планировал казнить Иоанна Крестителя («хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14:5)). Танец юной Саломеи на праздновании его дня рождения привёл к тому, что Антипа согласился выполнить любое её желание, и, будучи научена своей матерью, Саломея потребовала убить Иоанна Крестителя, и после казни ей была принесена на блюде его голова.

Значимость Джентилески как художницы выросла настолько, что в 1616 году 23-летняя Артемизия стала первой академикессой флорентийской Академии живописного искусства, что само по себе было исключительным явлением — женщин туда никогда не брали, Артемизия стала первой. Став членом Флорентийской академии, она обрела полную юридическую независимость и получила право распоряжаться всеми своими делами наравне с мужчинами. Она разошлась с мужем, который завидовал известности Артемизии и неоднократно ей изменял, и стала сама растить двоих дочерей, которые сопровождали мать в её путешествиях и тоже занимались живописью; таким образом художница пыталась воплотить в жизнь однажды выраженное ею желание: "Я буду полностью распоряжаться собственной жизнью - до моего последнего вздоха."

Однако не все было так просто, как хотелось бы. Несмотря на свои регалии, Артемизия не имела права писать обнаженное мужское тело: церковь строжайше запрещала и табуировала эту тему. Зато ничто не мешало ей воплощать на холстах сюжеты про легендарных женщин, которых Артемизия скорее всего писала с себя, сидя перед зеркалом. Например, про Вирсавию.

 

«Купание Вирсавии»

Джентилески написала несколько вариантов «Купания Вирсавии», которые сегодня хранятся в разных музеях мира. По библейской легенде, Вирсавия, которая на тот момент была замужем за воином Урией Хеттеянином, совершала омовение в своем саду, когда ее заметил прогуливающийся на соседнем балконе царь Давид. Царь был сражен ее красотой и приказал доставить Вирсавию к нему во дворец. Незадачу, что дама замужем, Давид решил просто: велел направить ее мужа в самую гущу военных событий и там оставить, чтобы он был поражен врагом. Устранив супруга, Давид женился на Вирсавии.

Во флорентийский период жизни Артемизией были созданы прекрасные картины: «Святая Катерина»…

 

«Св. Екатерина Александрийская» (1614-1615). Екатери́на Александри́йская (287—305) — христианская великомученица родом из Александрии, мученическую кончину которой относят ко времени правления римского императора Максимина. К ней восходит женское имя Екатерина и его производные. Xудожественно-символически изображается увенчанная короной, с книгой, символом её знаний, с пальмовой ветвью, знаком мученичества на колесе с шипами; иногда с мечом, которым её обезглавили.

«Св. Екатерина Александрийская» (1614-1615). Екатери́на Александри́йская (287—305) — христианская великомученица родом из Александрии, мученическую кончину которой относят ко времени правления римского императора Максимина. К ней восходит женское имя Екатерина и его производные. Xудожественно-символически изображается увенчанная короной, с книгой, символом её знаний, с пальмовой ветвью, знаком мученичества на колесе с шипами; иногда с мечом, которым её обезглавили.

 

«Св. Екатерина Александрийская» (1620). Родилась Екатерина в Александрии в 287 году. Согласно житию, она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того, она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия».

«Св. Екатерина Александрийская» (1620)

Родилась Екатерина в Александрии в 287 году. Согласно житию, она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того, она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия».

…«Минерва»…

 

«Минерва» (1615). Мине́рва (лат. Minea) — древнеримская богиня мудрости и войны, покровительница ремесленниц, писательниц, актрис, поэтесс, художниц, учительниц, учащихся и врачинь. Входила в триаду наиболее важных божеств Древнего Рима вместе со своим отцом Юпитером и его женой Юноной. Её культ имеет этрусское происхождение и ведёт историю от местной богини Менрвы, которая в свою очередь взяла многое от древнегреческой Афины.

«Минерва» (1615).(лат. Minea)
— древнеримская богиня мудрости и войны, покровительница ремесленниц, писательниц, актрис, поэтесс, художниц, учительниц, учащихся и врачинь. Входила в триаду наиболее важных божеств Древнего Рима вместе со своим отцом Юпитером и его женой Юноной. Её культ имеет этрусское происхождение и ведёт историю от местной богини Менрвы, которая в свою очередь взяла многое от древнегреческой Афины. " 

...«Магдалина»…

 

«Мария Магдалина в экстазе» (1613). Мари́я Магдали́на — последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при его распятии и была первой из людей, удостоившейся явления воскресшего Иисуса. Традиционно для западного искусства и символики изображается с непокрытой головой и распущенными волосами.

«Мария Магдалина в экстазе» (1613). 
— последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при его распятии и была первой из людей, удостоившейся явления воскресшего Иисуса.
Традиционно для западного искусства и символики изображается с непокрытой головой и распущенными волосами.

 

«Кающаяся Магдалина» (1615-1616)

«Кающаяся Магдалина» (1615-1616)

… «Аллегория склонности (природного таланта) к искусству» …

Артемизия Джентилески (2).jpg

Аллегория природного таланта, 1615– 1616, роспись. Каза-Буонарроти — музей во Флоренци

( Микеланджело Буонарроти младший (племянник великого Микеланджело) пригласил ее совместно с другими художниками создать роспись потолка в Casa Buonarroti. Каждому из художников было предложено изобразить аллегорию одного из качеств, связанных с Микеанджело. Артемизия изобразила «Аллегорию природного таланта» (Allegoria dell'Inclinazione) в образе обнаженной девушки, держащей компас. Как и во многих других случаях, она наделила изображенную девушку собственными чертами. Allegoria dell'Inclinazione)

Как и во многих других случаях, она наделила изображенную девушку собственными чертами.

 

… «Портрет сидящей дамы (возможно, Катерины Савелли)» (1620)

 

Савелли - старинный дворянский род, игравший важную роль в истории Рима со Средневековья и до 18-го века.

Савелли - старинный дворянский род, игравший важную роль в истории Рима со Средневековья и до 18-го века.  … «Лукреция» (1620-1621)…

 

Лукре́ция (лат. Lucretia; ум. ок. 510-508 гг. до н.э.) — легендарная римская матрона. По сообщению античных историков, царский сын Секст Тарквиний в 510/508 году до н. э. пленился красотой Лукреции и, угрожая оружием, изнасиловал её. Лукреция рассказала обо всём своему мужу и заколола себя на его глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом, и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению республики. В литературе и изобразительном искусстве Лукреция является символом доблести, не покоренной тиранией, часто ее фигура символизирует Рим (или шире — родину), а насильник — образ тирана (или врага).

Лукре́ция (лат. Lucretia; ум. ок. 510-508 гг. до н.э.) — легендарная римская матрона.
По сообщению античных историков, царский сын Секст Тарквиний в 510/508 году до н. э. пленился красотой Лукреции и, угрожая оружием, изнасиловал её. Лукреция рассказала обо всём своему мужу и заколола себя на его глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом, и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению республики. В литературе и изобразительном искусстве Лукреция является символом доблести, не покоренной тиранией, часто ее фигура символизирует Рим (или шире — родину), а насильник — образ тирана (или врага).

…а также знаменитое полотно «Иаиль и Сисара». В библейской Книге Судей Иаиль была женщиной из родственного еврейкам племени кенеек, а Сисара — военачальником враждебного еврейкам ханаанского царя. В битве с израильтянами он потерпел поражение и бежал с поля боя.

 

«Иаиль и Сисара» (ок. 1620)

«Иаиль и Сисара» (ок. 1620)

Укрывшись в шатре Иаили, Сисара прилег отдохнуть, а когда заснул, женщина «взяла кол от шатра, и взяла молот в другую руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле». Данный поступок сделал из Иаили национальную героиню древнего Израиля.

 

 

 
Артемизия Джентилески (1).jpg

Даная

ГЕНУЯ И РИМ (1621-1630)

С 1621 года Джентилески работала в Генуе. Затем Артемизия перебралась в Венецию, где познакомилась с художницей Софонисбой Ангиссолой**. 

В 1622 году Джентилески вернулась в Рим, где ее считали выдающейся художницей и первоклассной портретисткой; в Риме был закончен заказанный вариант картины «Юдифь со служанкой»…

 

«Юдифь и её служанка с головой Олоферна» (1623-1625)

«Юдифь и её служанка с головой Олоферна» (1623-1625)

…выполнена картина «Магдалина как аллегория меланхолии»...

 

«Магдалина как аллегория меланхолии» (1621)

«Магдалина как аллегория меланхолии» (1621)

...еще один вариант сюжета «Сусанна и старцы» (1622)…

 

"Я ПОКАЖУ ВАМ, НА ЧТО СПОСОБНА ЖЕНЩИНА" - ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АРТЕМИЗИИ ДЖЕНТИЛЕСКИ, изображение №26

…полотно «Аврора» (1625-1627)…

 

Аврора (лат. Aurora «утренняя заря» от aura «предрассветный ветерок») — древнеримская богиня зари. Соответствует древнегреческой богине Эос.

Аврора (лат. Aurora «утренняя заря» от aura «предрассветный ветерок») — древнеримская богиня зари. Соответствует древнегреческой богине Эос.

…и еще один вариант «Женщины, играющей на лютне» (1628-1629).

 

"Я ПОКАЖУ ВАМ, НА ЧТО СПОСОБНА ЖЕНЩИНА" - ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АРТЕМИЗИИ ДЖЕНТИЛЕСКИ, изображение №28

Артемизия буквально покорила Вечный город, создавая портреты многих известных личностей, а также огромные полотна на исторические и библейские темы.

Однако очень часто большие, действительно важные заказы уходили художни кам. Сама Джентилески в своем письме меценату от 13 ноября 1649 года писала следующее о том, каково это – быть художницей: «Я торжественно поклялась никогда больше не посылать никому своих рисунков, потому что меня обманывали. Например, только сегодня я узнала, что мой рисунок чистилища для епископа сан-гатского тот, чтобы потратить меньше денег, передал другому художнику, чтобы он нарисовал картину на базе моего рисунка. Если бы я была мужчиной, не могу себе представить, чтобы такое могло произойти».

 продолжение  следует.

___________________________________________________

obiskusstve.com   

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments