?

Log in

No account? Create an account
Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Category:

✨ Художница Артемизия Джентилески , униженная и оскорбленная, но не сломленная! Часть 2

Продолжение.  Начало  >>>.

НЕАПОЛИТАНСКИЙ ПЕРИОД (1630-1656)

В 1630 году Джентилески переехала в Неаполь, с которым связан поздний период ее творчества. Неаполь того времени был одним из важнейших городов Европы и имел площадь, в три раза превышающую площадь Рима. Примерно в это же время художница создала один из ее наиболее известных автопортретов - «Автопортрет в образе аллегории живописи».

 

«Автопортрет в виде аллегории Живописи» (1630-е)

В Неаполе Артемизия открыла собственную мастерскую и стала получать за свои работы более высокие гонорары, чем её коллеги-мужчины. Она стала столь знаменитой, что ей заказывали полотна знатные особы, среди которых были король Филипп IV Испанский, король Людовик XIII, представители духовенства. Ее работы были настолько популярны, что многие заказчики просили их повторить: так появились авторские копии «Юдифи», «Клеопатры» и «Магдалины». Именно в Неаполе Джентилески впервые поручили расписать храм — украсить стены церкви в городке Поццуоли под Неаполем.  

Там же, в Неаполе, Артемизия основала свою художественную школу. Но времени на все не хватало, и она попросила братьев ей помочь. Откликнувшись на просьбу, братья приехали в Неаполь, но любовь к деньгам оказалась сильнее братской, и они порой без зазрения совести обманывали сестру, кладя в собственный карман ее заработки — так, известно, что они самым наглым образом присвоили 200 пиастров, полученных от герцога де Гиза.
А между тем конкуренция среди неаполитанских художников была невероятно остра, и в дело порой шли самые низкие методы — тут и порча красок, и поножовщина, и отравления. Артемизия попросила у городских властей разрешить ей иметь в своем доме оружие. «Я должна суметь защитить себя и своих дочерей!» — убеждала она.

Художница довольно много работала над заказами на алтарные композиции и была по-прежнему весьма оригинальна даже в трактовке самых традиционных сюжетов. 

Так, в «Благовещении» (1630, Неаполь, музей Каподимонте) ангел с мощными крыльями и вздымающимися драпировками буквально врывается в пространство картины, он очень похож на властных женских героинь картин Джентилески флорентийского периода, а Мадонна смиренно принимает благую весть.

 

«Благовещениe» (1630)

К неаполитанскому периоду относится и полотно «Эсфирь перед Артаксерксом» (1630-1635)…

 

Эсфирь (ивр. ‏אסתר‏‎, Эсте́р) — главная героиня одноимённой книги Танаха (Ветхого Завета) и событий, связанных с праздником Пурим. Одна из знаменитых библейских женщин. Эсфирь была родственницей, а потом и приёмной дочерью еврея Мардохея (Мордехая), жившего в Сузах и однажды спасшего жизнь персидскому царю Артаксерксу. Когда царь выбирал себе новую жену, выбор его пал на Эсфирь. Возвышение иудейки возбудило зависть и злобу у некоторых придворных и особенно у Амана — амаликитянина, пользовавшегося властью с крайним высокомерием и деспотизмом. Раздражённый тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить не только его самого, но и весь его народ, и добился согласия царя на издание указа об истреблении евреев. Узнав об этом, Мардохей потребовал от Эсфири, чтобы она заступилась перед царём за свой народ. Отважная Эсфирь под страхом потерять своё положение и жизнь вопреки строгому придворному этикету явилась к царю без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите. Узнав, в чём дело, царь приказал повесить Амана на той виселице, которую он приготовил для Мардохея

…«Клио, муза истории» (1632)…

 

Кли́о (др.-греч. Κλειώ, лат. Clio, «дарующая славу») — муза истории в древнегреческой мифологии. Дочь Зевса и богини памяти Мнемозины.

…«Нимфа Кориcка и Сатир» (1633-1635)…

 

"Я ПОКАЖУ ВАМ, НА ЧТО СПОСОБНА ЖЕНЩИНА" - ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АРТЕМИЗИИ ДЖЕНТИЛЕСКИ, изображение №33

... «Клеопатра» (1633-1635) …

 

Клеопа́тра VII Филопа́тор (др.-греч. Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ; 69—30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев. В последние годы её правления Египет был покорён Римом, сама Клеопатра покончила жизнь самоубийством, чтобы не стать пленницей тогдашнего правителя Рима - Октавиана. Была и остаётся одним из наиболее популярных античных персонажек в искусстве. По одной из версий, после захвата Египта римской армией влюблённый в Клеопатру римский офицер Корнелий Долабелла сообщил ей, что её через три дня отправят в Рим для триумфа Октавиана. Вскоре после этого известия Клеопатру нашли мёртвой - в царском уборе, на золотом ложе. Поскольку перед тем к Клеопатре прошёл крестьянин с горшком смокв, не вызвавший подозрений у стражи, было решено, что в горшке Клеопатре пронесли ядовитую змею, которая и умертвила царицу. Смерть Клеопатры 12 августа 30 года лишила Октавиана блестящей пленницы на его триумфе в Риме. В триумфальном шествии везли лишь её изваяние.

…«Cамсон и Далила» (1630-1635)…

 

"Я ПОКАЖУ ВАМ, НА ЧТО СПОСОБНА ЖЕНЩИНА" - ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АРТЕМИЗИИ ДЖЕНТИЛЕСКИ, изображение №35

…«Лот и его дочери» (1636-1638)…

 

Лот — библейский ветхозаветный персонаж, живший в Содоме. Согласно библейской легенде, когда Лот сидел у ворот Содома, к нему пришли два ангела; Лот пригласил ангелов к себе в дом переночевать. Однако не успели они ещё лечь спать, как жители всего города пришли к его дому с требованием вывести к ним гостей, чтобы содомляне «познали их». Лот вышел к содомлянам с отказом, предложив взамен двух своих девственных дочерей, чтобы те делали с ними, что им вздумается.

 

«Купание Вирсавии» (1637-1638)

…и еще два вариантa картины на тему Давида и Вирсавии. Вирсавия обернулась вправо, чтобы взглянуть на драгоценности, которые ей принесла одна из служанок. Она пока еще не ведает, что ее уже ожидает вторая служанка, которая стоит слева, держа в руке письмо царя Давида.

 

«Купание Вирсавии» (1636-1638)

Покинув Неаполь, художница работала в Венеции и Париже. 

В 1638 году Артемизия получила письмо от отца, работавшего при дворе английской королевы Генриетты Марии***. 

«Я стар, а мне нужно закончить росписи потолка большого вестибюля в королевской резиденции в Гринвиче. Это «Аллегория Мира и Искусства», и я задумал написать огромное количество муз. Только ты способна мне помочь воплотить в жизнь мой замысел», — писал Орацио Джентилески. 

Артемизия приехала в Лондон и, создавая то, что задумал отец, превзошла его в мастерстве.

 

«Аллегория Мира и Искусств под английской короной» (1638-1639)

С 1642 года, вернувшись в Неаполь, Артемизия много работала, создавая такие произведения, как еще один вариант «Юдифи со служанкой»...

 

«Юдифь и её служанка Абpа с головой Олоферна» (1645-1650)

...еще один вариант «Лукреции» (1642-1643)…

 

"Я ПОКАЖУ ВАМ, НА ЧТО СПОСОБНА ЖЕНЩИНА" - ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АРТЕМИЗИИ ДЖЕНТИЛЕСКИ, изображение №41

… «Святая Луция» (1642-1644)…

 

Луци́я Сираку́зская (лат. Lucia Syracusana, также известная как святая Лучия, итал. Santa Lucia; около 283 — около 303) — раннехристианская святая и мученица, покровительница слепых. Художественно-символически изображается с мечом в руках и пальмовой ветвью (символами мученичества), книгой и масляной лампой (Имя Lucia образовано от латинского lux, lucis — «свет»); иногда несущей на блюде свои глаза. Согласно ряду источников, Луция была дочерью богатого римского гражданина из Сиракуз, который рано умер. Её мать, Евтихия, хотела выдать дочь замуж, но Луция принесла обет безбрачия и не согласилась на помолвку. После исцеления матери на могиле святой Агаты в Катании от кровотечений она согласилась с обетом дочери. Отвергнутый жених возбудил против Луции жестокое преследование. Судья Сиракуз Пасхазий хотел отдать её в публичный дом, но ни повозка, запряженная быками, ни тысяча мужчин не могли сдвинуть Луцию с места. После разнообразных пыток и чудес она была убита ударом меча. Другие легенды сообщают и о том, что ей вырвали глаза.

… «Святая Аполлония» (1642-1644)…

 

Аполло́ния Александри́йская (Аполлиния; III век, Александрия) — раннехристианская мученица, пострадала в гонения императора Деция.

…несколько вариантов «Купающейся Вирсавии»…

 

«Купание Вирсавии» (1640-1645)

 

«Купание Вирсавии» (1645-1650)

… «Изнасилование Лукреции» (ок. 1645-1650)…

 

"Я ПОКАЖУ ВАМ, НА ЧТО СПОСОБНА ЖЕНЩИНА" - ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АРТЕМИЗИИ ДЖЕНТИЛЕСКИ, изображение №46

...полотно «Аллегория астрономии» (1640-е)…

 

"Я ПОКАЖУ ВАМ, НА ЧТО СПОСОБНА ЖЕНЩИНА" - ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АРТЕМИЗИИ ДЖЕНТИЛЕСКИ, изображение №47

…еще два вариантa сюжета «Сусанна и старцы»…

 

«Сусанна и старцы» (1649)

 

«Сусанна и старцы» (1652)

… и полотно «Триумф Галатеи» (1650).

 

Галате́я (др.-греч. Γαλάτεια) — в греческой мифологии нереида (дочь Нерея и Дориды).

Художница продолжала писать до конца своих дней.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ. СМЕРТЬ, ЗАБЫТЬЕ И ПРИЗНАНИЕ

До конца жизни Артемизию сопровождали непонимание, несправедливость и денежные затруднения. Интерес к художнице, гордой и независимой, добившейся европейского признания, постепенно угас. Ее могила в Неаполе потеряна. Долгое время считалось, что умерла художница в 1652 или 1653 годах, но поиски в архивах показали, что она получала заказы еще в 1654 году. Сейчас полагают, что Артемизия стала жертвой эпидемии чумы 1656 года, унесшей жизни многих неаполитанок.

Интерес к творчеству Артемизии Джентилески и её неординарной биографии начал пробуждаться в 20-м веке в связи с активным развитием феминизма. Сила, мощь, страсть и экспрессия живописи итальянской художницы, ее непростая судьба, пережитое насилие, упорство, с которым она завоевывала себе место в профессиональном мире, где царили исключительно мужчины, сделало эту незаурядную женщину иконой феминистского движения. Ее слава достигла пика в 1980-х годах и с тех пор не утихает. Сейчас многие называют первой по значению итальянской художницей XVII века.

Сегодня полотна Артемизии Джентилески украшают лучшие музеи мира, ими гордятся самые известные частные галереи, их за очень большие деньги продают на аукционах. 

Она снова знаменита, эта женщина, сумевшая защитить свою честь и стать в искусстве вровень с мужчинами тогда, когда это было практически невозможно. "Я покажу вам, на что способна женщина" - эта фраза Артемизии была девизом всей её жизни.

Картины Артемизии Джентилески хранятся в Римской галерее Спада, в палаццо Питти, галерее Уффици и музее Каза-Буонарроти во Флоренции, в Национальном музее Прадо в Мадриде, в Будапештском музее изобразительных искусств, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, в Сент-Луисском художественном музее (США), в Галерее Уодсворт Атенеум (США), в Детройтском институте искусств (США), Виргинскиом музее изобразительных искусств (США), Художественном музее Толедо (США).

До нас дошли 82 её картины.

_____________________________________________________________________

«Автопортрет в виде аллегории Живописи» (1630-е)
«Благовещениe» (1630)
Эсфирь (ивр. ‏אסתר‏‎, Эсте́р) — главная героиня одноимённой книги Танаха (Ветхого Завета) и событий, связанных с праздником Пурим.
Одна из знаменитых библейских женщин.
Эсфирь была родственницей, а потом и приёмной дочерью еврея Мардохея (Мордехая), жившего в Сузах и однажды спасшего жизнь персидскому царю Артаксерксу. Когда царь выбирал себе новую жену, выбор его пал на Эсфирь.
Возвышение иудейки возбудило зависть и злобу у некоторых придворных и особенно у Амана — амаликитянина, пользовавшегося властью с крайним высокомерием и деспотизмом.
Раздражённый тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить не только его самого, но и весь его народ, и добился согласия царя на издание указа об истреблении евреев. Узнав об этом, Мардохей потребовал от Эсфири, чтобы она заступилась перед царём за свой народ. Отважная Эсфирь под страхом потерять своё положение и жизнь вопреки строгому придворному этикету явилась к царю без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите. Узнав, в чём дело, царь приказал повесить Амана на той виселице, которую он приготовил для Мардохея
Кли́о (др.-греч. Κλειώ, лат. Clio, «дарующая славу») — муза истории в древнегреческой мифологии. Дочь Зевса и богини памяти Мнемозины.
Клеопа́тра VII Филопа́тор (др.-греч. Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ; 69—30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев.
В последние годы её правления Египет был покорён Римом, сама Клеопатра покончила жизнь самоубийством, чтобы не стать пленницей тогдашнего правителя Рима - Октавиана.
Была и остаётся одним из наиболее популярных античных персонажек в искусстве. По одной из версий, после захвата Египта римской армией влюблённый в Клеопатру римский офицер Корнелий Долабелла сообщил ей, что её через три дня отправят в Рим для триумфа Октавиана. Вскоре после этого известия Клеопатру нашли мёртвой - в царском уборе, на золотом ложе.
Поскольку перед тем к Клеопатре прошёл крестьянин с горшком смокв, не вызвавший подозрений у стражи, было решено, что в горшке Клеопатре пронесли ядовитую змею, которая и умертвила царицу.
Смерть Клеопатры 12 августа 30 года лишила Октавиана блестящей пленницы на его триумфе в Риме. В триумфальном шествии везли лишь её изваяние.
Лот — библейский ветхозаветный персонаж, живший в Содоме.
Согласно библейской легенде, когда Лот сидел у ворот Содома, к нему пришли два ангела; Лот пригласил ангелов к себе в дом переночевать. Однако не успели они ещё лечь спать, как жители всего города пришли к его дому с требованием вывести к ним гостей, чтобы содомляне «познали их».
Лот вышел к содомлянам с отказом, предложив взамен двух своих девственных дочерей, чтобы те делали с ними, что им вздумается.
«Купание Вирсавии» (1637-1638)
«Купание Вирсавии» (1636-1638)
«Аллегория Мира и Искусств под английской короной» (1638-1639)
«Юдифь и её служанка Абpа с головой Олоферна» (1645-1650)
Луци́я Сираку́зская (лат. Lucia Syracusana, также известная как святая Лучия, итал. Santa Lucia; около 283 — около 303) — раннехристианская святая и мученица, покровительница слепых.
Художественно-символически изображается с мечом в руках и пальмовой ветвью (символами мученичества), книгой и масляной лампой (Имя Lucia образовано от латинского lux, lucis — «свет»); иногда несущей на блюде свои глаза.
Согласно ряду источников, Луция была дочерью богатого римского гражданина из Сиракуз, который рано умер. Её мать, Евтихия, хотела выдать дочь замуж, но Луция принесла обет безбрачия и не согласилась на помолвку.
После исцеления матери на могиле святой Агаты в Катании от кровотечений она согласилась с обетом дочери. Отвергнутый жених возбудил против Луции жестокое преследование. Судья Сиракуз Пасхазий хотел отдать её в публичный дом, но ни повозка, запряженная быками, ни тысяча мужчин не могли сдвинуть Луцию с места. После разнообразных пыток и чудес она была убита ударом меча. Другие легенды сообщают и о том, что ей вырвали глаза.
Аполло́ния Александри́йская (Аполлиния; III век, Александрия) — раннехристианская мученица, пострадала в гонения императора Деция.
«Купание Вирсавии» (1640-1645)
«Купание Вирсавии» (1645-1650)
«Сусанна и старцы» (1649)
«Сусанна и старцы» (1652)
Галате́я (др.-греч. Γαλάτεια) — в греческой мифологии нереида (дочь Нерея и Дориды).
________________________________________________________________________________________________
obiskusstve.com  

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments