Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Categories:

✨ Роковая «Метель»

Иллюстрация: Ольга Быстрова-Эрри.

 

Иллюстрация: Ольга Быстрова-Эрри
 

За кадрами съемок пушкинской повести разыгрывались реальные драмы




Фильм «Метель», снятый в 1964 году, режиссер Владимир Басов считал своим семейным проклятием. Во-первых, несмотря на искренность и талант главных героев и любовь зрителей, картина не получила признания у критиков. Во-вторых, на съемках «Метели» Басов испытал роковую любовь к актрисе Валентине Титовой, из-за которой разрушилась вся его жизнь.

Владимир Басов на съемках «Метели»
Владимир Басов на съемках «Метели» встретил свою роковую любовь


Заразительный пример


Фильм «Метель» по одноименной повести Александра Пушкина многие помнят благодаря вальсу композитора Георгия Свиридова, который по сей день звучит на симфонических концертах. Сами герои, блиставшие на экране в 1964 году, публикой немного подзабыты. А между тем Владимир Басов (кстати, тоже отличный артист) собрал великолепный актерский состав. Молодые Валентина Титова (Марья Гаврилова) и Олег Видов (прапорщик Владимир) выглядели очень трогательно вместе, да и Николай Бурляев в роли улана сразу запомнился зрителю тех лет.   [more]

Валентина Титова
Валентина Титова

Часть сцен снимали в павильонах «Мосфильма», а для «натуры» Басов присмотрел город Суздаль. На роль усадьбы Гаврилы Гавриловича был утвержден городской сад в кремле, где к лету по эскизам художника Евгения Куманькова установили декорации. Выглядело поместье очень убедительно. Правда, на ночь приходилось ставить усиленную охрану — городские мальчишки так и норовили пробраться на площадку.

 
Николай Бурляев в роли улана сразу запомнился зрителям тех лет.
 
Оживление местных жителей было невероятным. Мало того, что по улицам ходили актеры в исторических костюмах, кое-кого из суздальцев взяли в массовку. Натурные съемки «Метели» проводились по всему городу летом 1963 года и следующей зимой. Благодаря тому, что Басов расписал красоты Суздаля своим коллегам, к его творческой группе неожиданно присоединились еще две команды с «Мосфильма»: «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным в главной роли и «Царская невеста» с Раисой Недашковской. Говорят, Вицин любил приходить на площадку Басова и наблюдать, как там идет работа. Он был большим ценителем прозы Пушкина, особенно «Повестей Белкина».

Сюжет «Метели» строится на большой семейной тайне. Марья Гавриловна по ошибке была обвенчана не со своим возлюбленным, бедным прапорщиком, а с совершенно незнакомым офицером (жениха задержала разыгравшаяся метель). Теперь девушка обречена хранить верность чужому человеку, тут же исчезнувшему из ее жизни, а настоящий жених вскоре погибает на войне. Марья Гавриловна вынуждена отказывать богатым и перспективным молодым людям без объяснения причин, ведь никто не знает, что она уже замужем. Так и живет барышня одна, обреченно глядя в окно…
 

«Убейте вашего мужа!»


В то время тему безысходности в личной жизни Владимир Басов в полной мере испытал на себе. К моменту выезда группы на съемки «Метели» в его судьбе уже было два развода. Вторая жена — красавица Наталья Фатеева — ранила режиссера даже тем, что просто ходила мимо по коридорам киностудии. Ходят слухи, что он со слезами умолял товарищей перестать ее снимать.

Лишь когда на пробах «Метели» Басов увидел юную Валентину Титову, то немного отошел. Но, утвердив ее на главную роль, долго не показывал своих чувств. Да и Титова не обращала на режиссера никакого внимания. В тот момент у нее была своя тайная драма: Валентина тяжело переживала разрыв с женатым «вахтанговцем» Вячеславом Шалевичем, который так и не решился уйти от супруги.

Валентина Титова (слева) злилась на мужа-режиссера, который не сделал ее звездой
 
Но Басов задался целью завоевать актрису и в какой-то момент устроил настоящую осаду. Он дарил ей цветы, посылал стихи, приглашал в местные рестораны и буквально не давал прохода. Когда съемки закончились — стал ездить в Ленинград, где жила актриса. Валентина сдалась и согласилась стать третьей женой Басова, хотя его не любила. Вскоре она переехала к нему в Москву.

Брак этот был долгим — длился целых 14 лет, но несчастливым. Титова продолжала страдать из-за Шалевича, с которым перестала общаться. От мужа она даже не скрывала, что вышла за него от безысходности. Басов обожал супругу и не хотел ее отпускать. Брак подкосило еще и то, что «Метель» провалилась на нескольких фестивалях. Титова злилась на мужа, считая, что тот не смог «вытянуть» картину и сделать ее звездой.
Настоящий скандал разразился на фестивале в Восточном Берлине в 1965 году. Какой-то немецкий режиссер спросил у Титовой: «Чем вы занимаетесь?» — «Я актриса, — удивилась Титова. — Вот у мужа как раз снималась в «Метели». — «Так это вы?! — выкатил глаза потрясенный немец. — Убейте его!» Валентина зарыдала в голос и убежала, она не разговаривала с Басовым неделю.

Бурная ссора в итоге закончилась примирением: такое в семье Басовых происходило часто. За время совместной жизни у супругов родилось двое детей: дочь Елизавета и сын Александр. Но Титова все время смотрела «налево» и в итоге заявила, что уходит к оператору Георгию Рербергу. Чтобы удержать жену, Басов стал судиться за опеку над детьми, но и это не помогло. Детей он отсудил, а жена ушла от него окончательно в конце 70-х. Именно после этой драмы Басов сломался и впал в затяжную депрессию. Он много пил, перенес несколько инфарктов и инсультов, в начале 80-х у него парализовало левую часть тела, однако работу Басов так и не бросил, пока не ушел из жизни в 1987-м.


Гонорар Маши увеличили на 300 рублей


Валентина Титова считает, что невольно «отбила» роль Маши у своей коллеги. Диктаторским тоном Басов сказал, что будет сниматься Титова, а не уже утвержденная актриса, и велел костюмерам перешить платье. Но Валентина только начала учиться у Товстоногова, который не приветствовал отъезды актеров на съемки. Она сначала отказалась от роли. Тогда Басов позвонил помощнику министра культуры Калинину, от имени которого Товстоногову была послана телеграмма с просьбой отпустить Титову на «Метель». Это стало настоящим ЧП, коллеги по театру долго осуждали Валентину и считали ее «отступницей».

В Суздале по вечерам делать было нечего, и вся съемочная группа шла в кино. Басов садился рядом с Валентиной и целый сеанс на нее смотрел. Однажды она не выдержала и попросила: «Отвернитесь, пожалуйста». Режиссер даже не смутился и молча повернулся к экрану. Зато когда группа вернулась в Москву и снимали уже в павильоне, Владимир бурно поссорился с возлюбленной.

У Титовой в сцене финального объяснения по щеке катилась одна слеза. А Басов хотел, чтоб она бурно рыдала, «как крестьянка». Режиссер грубо ругался. Оскорбления при всей труппе юная актриса не вынесла. Пообещав надеть на голову обидчика стул, вышла из павильона с твердым намерением на съемки не возвращаться.

В то время Валентина жила у приятельницы. Директор картины как-то смог разыскать актрису, приехал к ней и увеличил сумму гонорара на триста рублей (это были по тем временам бешеные деньги). А еще заверил, что режиссер принесет извинения при всей съемочной группе. Титову привезли на студию, Басов попросил прощения, сказав, что больше этого не повторится никогда. В дальнейшем ему удалось не только загладить свою вину перед молодой актрисой, но и понравиться ей.


Виды Видова на Америку


Своя тайна была и у исполнителя главной роли Олега Видова. «Метель» не добавила ему профессионального счастья. После этой картины на него поставили штамп «благородный красавец». Играя таких мужчин, Видов не получал творческого и материального удовлетворения. К тому же он окончил режиссерский факультет ВГИКа, мечтал снимать свое кино, даже нашел сценарий о революции на Кавказе. Но картину запустить ему не дали, и Олег задумал эмигрировать в Америку. Этим секретом он не делился даже с самыми близкими друзьями. А все предпосылки реализоваться на Западе у актера были.

Олег Видов
Олег Видов

В 1968 году Дино де Лаурентис предложил ему семилетний контракт — сниматься в двух фильмах в год в Италии и Голливуде. Но из СССР Видова, конечно, не выпустили. Он не попал и на роль Есенина в американской «Айседоре», это тоже не одобрили чиновники из Госкино. Даже в Болгарию на рядовой кинофестиваль в начале 80-х актера не аккредитовали. После чего Олег стал готовить настоящий план побега, но тут ему улыбнулась удача: датский кинорежиссер Габриэль Аксель пригласил «благородного красавца» сниматься в фильме «Красная мантия», и ему вдруг дали разрешение.
После «Метели» на Олега Видова поставили штамп «благородный красавец»
 
Видов гордо прикатил в Данию в своем пальто из «советской дерюги». После барака, где он жил на родине, скромная гостиница показалась ему дворцом. Тем более Аксель подбодрил его морально, назвав «настоящим викингом». Снимаясь в Дании, Видов нашел себе фиктивную жену — югославку — и вскоре переехал к ней жить. Успешно поработал в Югославии в нескольких фильмах. Потом нелегально перебрался в Австрию, оттуда в Италию.

У итальянских друзей познакомился с журналисткой Джоан Боэн, влюбившись по-настоящему. Джоан работала в Италии корреспондентом «Лос-Анджелес таймс» и собиралась возвращаться в США. Видову было одиноко, и на ломаном английском он много рассказывал новой знакомой о себе. Та терпеливо слушала, жалела его и в итоге ответила взаимностью «странному русскому». Они поженились и живут вместе до сих пор.
Сейчас Видов редко приезжает на родину. У него особняк в Лос-Анджелесе, собственная фирма Films by Jove. На Западе Видов снял фильмы «Три дня в августе», «У времени в плену», «Любовная история», «Бессмертные» и «Моя Антония». О «Метели» он всегда говорит как о не самом удачном своем фильме.


Семейная драма Георгия Мартынюка


Семейная тайна была также у третьего главного героя — Георгия Мартынюка (Бурмин). Басов обожал этого актера. «Ты никуда не иди сниматься, только ко мне», — часто говорил Георгию режиссер. У Басова Мартынюк сыграл в фильмах «Тишина», «Метель» и «Щит и меч». Но известен он стал по советскому сериалу «Следствие ведут знатоки», где снялся в роли Павла Знаменского.
Георгий Мартынюк был любимым актером Владимира Басова
 
 
У «знатока», всю жизнь работавшего не только в кино, но и в театре на Малой Бронной, случилась большая трагедия с дочерью Лизой. С ее матерью, актрисой Валентиной Марковой, он развелся, когда девочка была еще крошкой. Но с Лизой актер старался общаться, тем более что других детей у него не было. В 1975 году, когда девушке исполнилось 20 лет, она покончила жизнь самоубийством из-за несчастной любви. От этого удара Георгий так и не оправился. Он постоянно корил себя за то, что из-за занятости не мог уделять единственной дочери много времени и упустил момент, когда она приняла роковое решение.

О драме Геория Мартынюка многие узнали лишь после смерти актера.


Наталья Черных




Интересные факты



Медленный фильм

Одной из главных претензий критиков стало то, что «Метель», снятая по мотивам повести Пушкина, получилась затянутой. Владимир Басов сам написал сценарий. Но так как повесть была короткой, пришлось удлинять действие многозначительными паузами, взглядами героев, охами-вздохами, проходами и пейзажами. Из-за всего этого динамика повествования потерялась.




Вальс стал сюитой







В 1963 году Владимир Басов позвонил композитору Георгию Свиридову и сообщил, что ему нужна музыка для фильма «Метель». Тот с радостью согласился писать: он очень любил работу для театра и кино, так как не тяготел к абстракции, а в картинах обычно был точный хронометраж и конкретные образы.

Никто не ожидал, что музыка не только украсит фильм, но и станет безумно популярной у исполнителей СССР и даже иностранных музыкантов. Свиридов сам так влюбился в свое детище, что решил его расширить, и в 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для фильма, сделал целую сюиту. Так появилось на свет не менее популярное произведение — музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» из 9 эпизодов. Его во всем мире исполняют и по сей день.


Параллельно снялся у Гайдая

Работая над «Метелью», Басов умудрился параллельно сняться у своего друга Леонида Гайдая в комедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (новелла «Напарник»)

Не то плечо

В фильме был существенный ляп, который сразу заметили историки. Перед сценой объяснения денщик надевает полковнику ментик (короткая гусарская накидка-плащ) на правое плечо, хотя гусары носили его на левом.
______________________________________________

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments