Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Category:

✨ Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»!

цыгане
 



В табор ездили за женской лаской и погибшим счастьем


Легенда гласит, что Бог особо полюбил цыган за веселье и талант, а потому не стал привязывать их, как другие народы, к конкретным клочкам земли — подарил для жизни весь мир. С тех пор цыгане кочуют по земному шару. И, разумеется, в какой-то момент они обязаны были попасть в Россию. Где веселье всегда пользовалось спросом.

 

Время «скверных песен»


В России цыгане начали массово появляться довольно поздно — в Петровскую эпоху. Тому были причины. Во‑первых, суровый климат и извечное российское бездорожье не способствовали таборно-кочевому образу жизни. А во‑вторых, им здесь банально нечем было заняться. Большую часть населения страны составляли крепостные и черносошные крестьяне. Что с них возьмешь? Ворожба крестьянину без надобности: он и безо всякого гадания знал, что ничего хорошего его не ждет. Рассчитывать на доход от «цыганского веселья» не приходилось — на Руси долгое время не жаловали праздно шатающихся певцов и плясунов. Например, при Алексее Михайловиче (Тишайшем) была издана грамота об искоренении всяческих «бесчинств». В ней царь приказывал, чтобы «люди богомерзких и скверных песен не пели, и сами не плясали, и в ладоши не били, и всяческих бесовских игр не слушали».

Но, к счастью для цыган, воцарившийся следом на престоле Петр I взгляды на «бесчинства» имел противоположные: «скверные песни» вкупе с разнообразными диковинками были для него как раз самое то. И тогда чутко державшее нос по ветру «кочевое племя» двинулось с территории Польши на берега Невы. Уже во времена царствования Анны Иоанновны цыганские музыкальные таланты оказались единично востребованы: существуют свидетельства их участия в знаменитом перформансе «Ледяной Дом». Причем за семь лет до этого особым сенатским указом цыганам официально дозволялось «жить для прокормления в Ингерманландии».

Одно из первых оседлых поселений цыган располагалось в рай­оне Старой Ладоги, также зафик­сиро­ван факт существования их колонии в районе Нарв­ской заставы. Так постепенно начи­нала складываться новая этногруппа — «русска рома» (обрусевшие цыгане), сильно разросшаяся на рубеже XVIII—XIX вв.еков в связи с разделом Речи Посполитой.

Орлов приветил Соколова


Первым пропагандистом цыганского музыкального творчества в России стал граф Алексей Орлов‑Чесменский. Видный военный и государственный деятель, сподвижник Екатерины II, младший брат ее фаворита Григория Орлова, был, по словам поэта Гаврилы Державина, «охотник до всякого молодечества русского, как и до песен русских». Однажды услышав в Молдавии капеллы лаутаров (кочевых цыган), граф оказался настолько очарован их пением, что, выйдя в отставку в 1775 году и поселившись в Москве, возжелал заиметь собственный цыганский хор. По одной версии, Орлов выкупил цыган-хористов на территории современной Румынии и дал им вольную. По другой — набрал из уже сформировавшихся «русских рома». Так или иначе, появился хор, руководителем («хореводом») которого стал Иван Трофимович Соколов. Артистов приписали к мещанскому сословию, и вскоре цыганская музыка зазвучала: сперва в барских домах и дворянских имениях, затем — в «клабах» и ресторанах.

Алексей Орлов‑Чесменский
Алексей Орлов‑Чесменский


Важный момент! Основу репертуара хора Соколова составляли русские народные песни. Но цыганские музыкальные аранжировки и сама манера исполнения придали им особую, до слезы, душевность. А в России исстари повелось: любить — так любить, гулять — так гулять…

Москва быстро влюбилась в цыган. И вскоре на волне популярности коллектива Орлова цыганские хоры завели в Петербурге другие екатерининские любимчики — Григорий Потемкин и Александр Безбородко.


Жестокий романс


Музыкальная жизнь XIX века сложилась во многом в соответствии с поговоркой: «Русский человек умирает два раза: за родину и когда слушает цыган». Последние, действуя исключительно в меркантильных интересах, невольно стали хранителями народной песенной традиции. Более того, подстраиваясь под меняющиеся вкусы публики, именно цыгане открыли для России новый музыкальный жанр, благополучно доживший до наших дней — русский жестокий романс.

Раньше, в «доцыганскую» эпоху, под романсом понимали исключительно стихотворение на французском языке, положенное на музыку. Ромалы же стали разбавлять репертуар песнями на стихи русских поэтов‑со­временников (Фет, Кольцов, Апухтин, Пушкин). И делали это столь изящно, что вскоре к ним потянулись профессиональные русские музыканты (Гурилев, Алябьев, Варламов, Глинка). В результате возник огромный песенный пласт, именуемый ныне классикой русского романса.

Какого же рода публика готова была «умирать, слушая цыган»? Условно ее можно разделить на две категории: ценители и… загульщики.


Когда Пушкин в последний раз заплакал


В своем «Старом Петербурге» Михаил Пыляев описывал подлинных ценителей цыганского пения так: «Заезжал он сюда, чтобы вдали от театрального хлама и всяких эстетских
тонкостей послушать простым, отзывчивым сердцем, под хриплое гитарное
арпеджио, поразительные по певучести и по сердечности общего тона цыганские песни, в которых то звучит тоскливый разгул погибшего счастья, то слышится в ноющих звуках беспредельная женская ласка".

Александр Пушкин
Александр Пушкин


Имеющий уши да услышит. И вот уже цыганка Танюша «доводит Пушкина своими песнями до истерических припадков», а другой поэт, Языков, лежит у ея ног. К слову, с примой цыганского хора Ильи Соколова кареокой Татьяной Демьяновой Александра Сергеевича связывало многое. Пушкин восхищался ее пением, обещал посвятить Танюше поэму; именно она гадала ему перед свадьбой; именно в ее обществе Пушкин встречал 1831 год, о чем впоследствии писал Вяземскому: «Встречу Нового года провел с цыганами и с Танюшей, настоящей Татьяной-пьяной». Современники вспоминали, что в последний раз Александр Сергеевич публично плакал на людях, когда слушал пение Демьяновой.

Отдавали должное цыганскому пению и композиторы. В 1842 году Россию впервые посетил Ференц Лист и в качестве музыкальной экзотики во время одного из обедов в Москве его попотчевали хором все того же Ильи Соколова. Маэстро пришел в неописуемый восторг и «весь отдался цыганам». На другой день был назначен концерт Листа в Большом театре, к началу которого тот опоздал на полчаса. А когда, наконец, появился, ничего не объясняя, прошел к роялю и… начал импровизировать мелодию популярной цыганской песни. Затем выяснилась и причина опоздания маэстро: в этот день он снова заезжал к цыганам и… «до того увлекся их пением, что позабыл о концерте».
Позднее уже наш, не менее знаменитый композитор и пианист Антон Рубинштейн, слушая выступление цыганского хора в ресторане «Яр», вдруг бухнулся на колени перед «хореводом» и запричитал: «Это душа поет, душа говорит! Слушайте!!! А я? Что я? Инструмент играет, а не я!»

Ференц  Лист
Ференц Лист


Интерес к цыганам у просвещенной части российского общества диктовался в том числе модой. На дворе стояла эпоха романтизма, воспевающая культ природы, чувств, страстей и высоких, несовместимых с обыденностью устремлений. Романтиков влекло все экзотическое и таинственное, цыгане же мифологизировались как вольные дети степей, живущие странствиями, музыкой и зашкаливающими страстями. Разумеется, реальная проза жизни разительно отличалась от этих романтических представлений, но цыгане, уловив спрос и настроения, охотно имитировали «мифы». Теперь для того, чтобы утолить мечты о вольности и свободе, не требовалось выходить на Сенатскую площадь или ехать на Кавказ сражаться с горцами — в гомеопатических дозах жажду вольницы можно было утолить поездкой в цыганский табор. Это и романтично, и безопасно. Хотя и недешево…


Гитары на вес золота


В середине XIX века доминирующей аудиторией цыган становятся купцы, заводчики, фабриканты, просто богатые прожигатели жизни. И цыганская песня в очередной раз мимикрирует: делается все более ресторанной и лубочной. Отныне цыганам не до высокого искусства — главное, чтобы с надрывом и с элементами эротизма (да-да, легкая «клубничка» была составной частью цыганских плясок).

Впрочем, и загульные поездки в табор никто не отменял. Финская газета Abo Tidning, описывая в 1884 году повседневную жизнь столицы Империи, сообщала: «Петербург пробуждался только ночью. Сеансы в театрах начинались в 8, 9 или 10 часов вечера и заканчивались после полуночи. Балы начинались в полночь. После этого шли по ресторанам, потом отправлялись за город к цыганам. Люди, конечно, работали, но рабочий день начинался только в полдень, и это касалось низших чинов. Высшие приходили в свои конторы еще позднее».

С цыганами можно было обходиться без церемоний. Заранее не предупреждая, в любое время дня и ночи, посреди разгульного кутежа достаточно было кинуть клич «Айда к цыганам!» — и гуляющая компания подрывалась на тройках за новой порцией развлечений. А цыгану собраться — лишь подпоясаться: каких-то пара минут — и вот уже нежданных визитеров славит «поднятый по тревоге» хор, а волоокие красавицы обносят гостей шампанским или водкой. Во время подобных «наскоков» платить за каждый бокал, за каждые песню и танец полагалось отдельно. Потому деньги текли рекой.

«В то время любовь к цыганке была самая разорительная, песни чернооких красавиц разнеживали и одуревали всех кутящих богачей, — рассказывал в своих „Чудаках и оригиналах“ Пы­ляев. — На вечерах гитара такой цыганки наполнялась по нескольку раз золотом и ассигнациями и много раз была опоражниваема и потом снова наполнялась. Эти приношения носили название „угольковых“ и многим опустошали карманы».

Порою цыгане разоряли «загульщиков» почище, чем карточная игра. Впрочем, просадить состояние на «цыганёрстве» считалось особым шиком. К слову, термин этот придумал Лев Толстой. Который по молодости сам частенько ездил в табор, а двое его родственников и вовсе были женаты на бывших цыганских певицах, выкупленных в хорах. Опять-таки за целые состояния…
Игорь Шушарин




Интересные факты



Табор в городе

В Петербурге основные поселения хоровых цыган размещались в Новой Деревне и на Черной речке. На рубеже XIX-ХХ веков в них проживало около двух тысяч «творческих единиц», большинство доводились друг другу родственниками. Те, кто побогаче («хореводы», «звезды»), строили собственные дома (деревянные, чтоб вольнее дышалось). Музыканты и «массовка» жилье арендовали. С прочими городскими цыганскими колониями «песенники» почти не контактировали — жили своим, обособленным мирком, копируя структуру табора, но с поправкой на оседлость. Поскольку заработки от выступлений, подарки и подношения считались общим достоянием хора и распределялись между всеми «пайщиками» (включая иждивенцев — детей, стариков, больных и инвалидов), попрошайства и нищенства в среде хоровых цыган не было.


Миф о цыганском костюме

Одежды, которые ныне считаются «настоящим» цыганским костюмом, придуманы представителями «русска рома» лишь во второй половине XIX века. Причем исключительно для внесения в сценический образ желаемой публикой экзотики. А вообще, исторически, цыгане носили ту одежду, что характерна для страны их проживания.


Цыганки придумали консумацию

Хоровые цыганки одними из первых в России изобрели маркетинговый ход, получивший в наши дни название «консумация» (стимулирование спроса на услуги посетителей увеселительных заведений). Специально обученные молодые девушки побуждали клиентов покупать еду и напитки, получая процент от заплаченного гостем. Цыганки умело сочетали кажущуюся доступность с категорическим «без интима». (Еще маркиз де Кюстин признавал, что русские цыганки «страстны и влюбчивы, но не легкомысленны и не продажны и зачастую с презрением отвергают выгодные посулы».) Клиенты о неуступчивости цыганок прекрасно знали, но все равно велись, как дети.

На то, чтобы выкупить  цыганскую красавицу  из хора, некоторые  тратили целые состояния.
На то, чтобы выкупить цыганскую красавицу из хора, некоторые тратили целые состояния. Фото: evolvingbliss.com


Кшесинская запела

К началу ХХ века мода на цыганское творчество в Петербурге была столь высока, что для его многочисленных поклонников организовали хор любителей цыганского пения, в который записалась даже тогдашняя «мегазвезда»
Матильда Кшесинская.

Матильда Кшесинская
Фото: cotemagazine.com


_______________________________________________

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments