Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Categories:

✨ Звезды в "Музыкальной гостиной" Евгений Нестеренко. Последний бас Советского Союза

Последний бас Советского Союза

С уходом Евгения Нестеренко отодвинулась в историю славная эра Большого театра СССР - то время, когда он был в буквальном смысле национальным достоянием, и любой прохожий на улице знал имена его солистов. Елена Образцова, Ирина Архипова, Тамара Синявская, Зураб Соткилава, Владимир Атлантов, Александр Ведерников, Бэла Руденко, Тамара Милашкина, Артур Эйзен пели с экранов телевизора и из радиоприёмников, ездили с концертами по стране, снимались в кино, а фирма "Мелодия" огромными тиражами выпускала пластинки с записями оперной классики в их исполнении.

Всё это осталось в прошлом, наступила совсем другая культурная реальность, и Евгений Нестеренко имел возможность наблюдать этот процесс своими глазами. Правда, уже со стороны. Он умер в Вене, где жил последние 27 лет. 

Он прожил большую и замечательную жизнь.

Прораб Ленстройтреста

Евгений Нестеренко родился в Москве (в 1938) и вырос без матери - она умерла, когда ему было девять месяцев. Естественно, что личность отца - Евгения Никифоровича Нестеренко - оказала на него решающее влияние.

Нестеренко-старший был кадровым военным, прошел всю войну до самого Берлина и закончил свою карьеру в чине генерал-майора. Кроме того он был хорошим певцом-любителем, играл на фортепиано и гитаре.

Возможно, под влиянием отца Евгений выбрал военно-строительную профессию, закончил военно-морской факультет Ленинградского инженерно-строительного института (1961) и даже год потом отработал прорабом на ленинградских стройках.

Нестеренко - студент военно-морского факультета.

Нестеренко - студент военно-морского факультета.

Но к этому времени он уже наметил себе другие цели и в течение двух последних курсов института параллельно учился на вечернем отделении вокального факультета Ленинградской консерватории. Закончил он её уже солистом Ленинградского Малого оперного театра. Так началась его музыкальная карьера.

Мария Каллас и Тито Гобби

Летом 1970 года в Москве начался Четвёртый международный конкурс имени Чайковского. В то время это было событие общенародного значения, примерно как Московская олимпиада в в 1980 году.

Телевидение отдавало прайм-тайм трансляциям третьего (финального) тура по всем специальностям, не говоря уже о церемонии награждения и гала концерте победителей. Пресса ежедневно публиковала отчёты и фото лауреатов и членов жюри, среди которых были выдающиеся фигуры мирового исполнительского искусства. Например, Мария Каллас (тогда её имя ещё не звучало у нас так ослепительно, как сейчас) и итальянский баритон Тито Гобби

 

Мария Каллас и Тито Гобби - члены жюри IV конкурса имени Чайковского.

Павел Лисициан, Мария Каллас, Екатерина Фурцева и Арам Хачатурян на конкурсе имени Чайковского (1970)

 

Фактически из их рук Евгений Нестеренко получил свою первую премию. Ему было 32 года, он был солистом Кировского театра в Ленинграде, призёром других конкурсов и уже не раз пел на лучших мировых сценах.

   На Церемонии вручения Первой премии Конкурса имени Чайковского (1970 год). 

 

Лауреаты IV Конкурса имени Чайковского: слева - Евгений Нестеренко

В этом же году он впервые вышел на сцену Большого театра в роли Кончака из "Князя Игоря" Бородина.

Здесь Нестеренко прослужил 30 лет и спел все басовые партии, которые только были в репертуаре театра, а это несколько десятков ролей. В 70-е и 80-е годы было ни одного праздничного концерта из Колонного зала Дома Союзов, в котором бы он не спел. В 1976 году он стал Народным артистом СССР, а позже получил все возможные в СССР награды, включая Героя Социалистического Труда.

Но цифрами и наградами трудно измерить объём его творчества.

Рыцарь русской музыки

Когда хотят подчеркнуть профессиональный статус оперного певца, обычно говорят о его выступлениях на больших оперных сценах международного формата. Евгений Нестеренко имел в своём творческом резюме полный список таких театров: Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Ла Скала, Арена ди Верона, Венская государственная опера, Немецкая опера в Берлине и прочая, прочая. Он пел с величайшими солистами под управлением легендарных дирижёров на нескольких языках.

Но в случае Нестеренко этот список ничего не скажет о его главных заслугах.

А они заключаются в его огромном, подвижническом труде по продвижению позиций русской музыкальной культуры. Это была без преувеличения сверх идея всей его деятельности.

Последний бас Советского Союза

О том, что Россия обладает огромным музыкальным наследием, которое требует внимания и труда по сохранению национальных традиций, он говорил со сцены (на встречах со зрителями), с экрана телевизора и в интервью, писал в своих книгах, учил этому своих студентов (он преподавал в Институте имени Гнесиных и Московской консерватории).

В доме-музее М.П.Мусоргского (1980-е годы)
В доме-музее М.П.Мусоргского (1980-е годы)

Нестеренко был не просто певцом, он был человеком идеи и вкладывал много энергии в общественную деятельность. Боролся с чиновниками за установку памятника Мусоргскому (ещё в 80-х годах в России не было ни одного), собирал материалы для экспозиции дома-музея композитора, лично расследовал историю с переносом захоронений русских классиков на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

А главное, конечно - это то, что русская музыка составляла главный стержень его карьеры. С позиций сегодняшнего времени, когда никто не горит желанием петь в русских операх и все рвутся в западный репертуар, чтобы сделать карьеру на зарубежных сценах, эта позиция выглядит исключительной.

Лучший Руслан Большого театра СССР

Бас Евгения Нестеренко - свежий, яркий, звучный - сам по себе был большим богатством этого певца. Но большим артистом его сделал не только голос. Нестеренко относился к очень редкому типу певцов-мыслителей в том смысле, что каждая его роль на сцене была плодом глубокого изучения композиторского стиля, замысла оперы, текста, характера персонажа, его внешности. Вряд ли Фёдор Шаляпин - основоположник такого подхода - мог бы пожелать себе лучшего последователя.

Три культовые партии русского репертуара в исполнении Нестеренко стали классикой в истории оперного театра. Совершенно особый Иван Сусанин, поразительный Борис Годунов и ни с кем не сравнимый - пылкий, сердечный, красивый, свободно и с блеском спетый и сыгранный Руслан. Другого такого не было и вряд и уже будет.

 

Русский камерный репертуар Евгения Нестеренко - песни и романсы русских композиторов - это особая тема. Он пел и Глинку, и Рахманинова, и Даргомыжского. Но главные его кумиры - Мусоргский и Свиридов, музыка, в которой требуется незаурядный актёрский дар и отточенная дикция. Хорошо, что сохранились записи с этими исполнениями.

"Я поцеловал сцену и пошёл..."(с)

Евгений Нестеренко ушёл из Большого театра в 2002 году. Это произошло не по его воле. Последним спектаклем великого советского баса стал "Набукко" Верди. Этот момент он вспоминал потом не без горечи, но и без упрёков в чей-то адрес. Наступило совсем другое время. То, за что он всегда боролся, было смыто ценностями другого порядка.

К этому времени Нестеренко был уже более востребован на Западе, чем в России. С 90-х годов он преподавал в Венской консерватории, давал мастер-классы по всей Европе, пел в западных театрах. Он обосновался с женой в Вене и провёл там последние годы в заслуженном комфорте и покое.

Фото 2018 года.
Фото 2018 года.

Несколько штрихов к личности

Нестеренко был публичной фигурой, он давал интервью (не часто), писал книги, но практически нигде мы не найдём рассказов о его сценических триумфах. Это бросается в глаза на фоне иногда просто неудержимого самопиара других советских вокальных звёзд, триумфы и рекорды которых записаны в основном с их слов. Евгений Нестеренко всегда выделялся на этом фоне редкой сдержанностью и интеллигентностью. Артистическая поза была ему совершенно чужда.

Более пятидесяти лет он прожил в счастливом браке со своей юношеской любовью - Екатериной Дмитриевной, Катей (они вместе учились в Инженерно-строительном институте). Все, кто знал эту пару, говорили, что всю жизнь и до последних дней они обожали друг друга.

Последний бас Советского Союза

Екатерина Дмитриевна умерла в 2014 году.

У Евгения Нестеренко остался сын и внук, они живут в Москве. Здесь же упокоится прах великого советского певца.

 👉 "И струны громкие Баянов не будут говорить о нём..."

"И струны громкие Баянов не будут говорить о нём..."

 

✔Ария Руслана из оперы Глинки "Руслан и Людмила"

Евгений Нестеренко - несомненно, лучший Руслан из всех возможных: пылкий, сильный, юный. Дмитрий Покровский говорил, что Нестеренко сделал невероятное: в старой как мир опере открыл нового Руслана.

Здесь фрагмент из знаменитой арии, где с первой секунды попадаешь под власть его голоса:

 



✔Сцена галлюцинаций Бориса из оперы М.П.Мусоргского "Борис Годунов"

Нестеренко считал Мусоргского главным национальным композитором, гением, без которого мир никогда не узнал бы, что такое "русское", и делал всё возможное, чтобы увековечить его память. С его активнейшей помощью был поставлен первый в России памятник Мусоргскому и основана экспозиция дома-музея композитора.

Партию Бориса Годунова Евгений Нестеренко много раз спел на разных сценах мира. Каждая интонация этой страшной сцены, каждый звук был им доведен до максимальной отметки выразительности.

Этот фрагмент ещё называют "сценой с курантами". Часы в покоях Бориса начинают отбивать время. Чёткий ритм курантов звучит в его ушах искажённо, как зловещее знамение. Под эту музыку Борису является призрак убитого царевича Дмитрия.
 



Здесь ещё впечатляющая 👉 "Серенада" из "Песен и плясок смерти" в оркестровке Эдисона Денисова.

✔Песня "Финдлей" из вокального цикла на стихи Роберта Бёрнса Георгия Свиридова

Актёрский дар Евгения Нестеренко открывался не только в опере, но и в камерных концертах.

Он выстраивает целый спектакль, в котором оба персонажа - немногословный Финделй и его деревенская подружка - предстают в этом диалоге как живые.

Здесь он выступает с автором музыки - Георгием Васильевичем Свиридовым (фортепиано). Кстати, ноты ему переворачивает "голос" Большого зала Московской консерватории Анна Чехова.

 



 

__________________________________________

kultshpargalka   

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments