Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Categories:

✨Глаза Анны Маньяни

Ее предала мать, ее не раз предавали возлюбленные — Анна Маньяни знала цену страданиям. Не случайно ее звездными работами стали роли трагические. Лишь публика всегда оставалась предана своей любимице...

Когда Эльдар Рязанов искал актрису на главную роль в фильме "Невероятные приключения итальянцев в России", он выписал из Рима альбом с фотографиями практически всех актрис Италии, телефонами их менеджеров, расценками... И вдруг — чистый лист, а посередине — два слова Анна Маньяни. И никакой фотографии. Ее имя говорило само за себя.

Анна Маньяни... Итальянцы называли ее Наннарелла — трогательно, ласково, как принято называть только очень близких людей.

фото из открытых источников Интернет

 

Девушке исполнилось 19, когда она поступила в Школу декламации имени Элеоноры Дузе. При первой встрече с абитуриенткой педагог Сильвио д’Амико, принимавший экзамены, не смог скрыть разочарования: низкорослая, угловатая, с неправильными, асимметричными чертами лица, Анна производила странное впечатление. Но когда их глаза встретились, Сильвио был поражен их глубиной и выразительностью. Он понял, что все остальные минусы не имеют никакого значения — этот взгляд проникал в душу, завораживал, манил, заставлял сопереживать, а это дорогого стоило. 

Став актрисой, она стала служить в театре Антонио Гандузио, который, оценив талант Маньяни, впервые привел ее на съемочную площадку — в 1934 году Анна дебютирует в маленькой роли в фильме "Слепая из Сорренто".

Она по-прежнему играет в театре, снимается, но роли в основном второстепенные, как, например, в "Княжне Таракановой" (1938). Режиссер этого фильма Федор Оцеп (режиссер русского происхождения, родившийся в Москве, а в 1929 году переехавший в Германию, позже живший во Франции и США. — Прим, ред.) сказал ей как-то: "Нет, с таким лицом не быть тебе киноактрисой. Посмотри только на свой нос! И свет на твое лицо не ложится: ты вся кривая, асимметричная!" Уж, кажется, более чем откровенная оценка, но что-то внутри придавало ей силы, она словно знала, что ее час еще не пробил, ее режиссер еще не нашел свою героиню.

фото из открытых источников Интернет

В 1942-м сам Лукино Висконти пригласил Маньяни на главную роль в фильме "Наваждение". Сценарий был написан по роману известного американского писателя Джеймса Кейна "Почтальон звонит дважды". Роль — мечта любой актрисы. Анна испытывала необыкновенный творческий подъем, причем не только в предвкушении работы, но еще и потому, что вновь была влюблена. С актером Массимо Серато она встретилась на съемочной площадке, он был красив, молод (моложе Анны на 10 лет) и, конечно, не воспринимал ее как будущую жену. Просто иногда оставался ночевать, позволяя восхищаться собой, Анна же любила со всей силой и страстью души одинокой, исстрадавшейся женщины, так хотевшей счастья... Когда же начались съемки, она поняла, что беременна. Фильм вышел без ее участия. Но Анна не сильно горевала по этому поводу.

В два года ее сын Лука стал инвалидом, но Анна не сдавалась, возила его к лучшим докторам

Но почему, почему счастье словно спешит от нее прочь, почему ее прекрасные глаза опять полны слез?! В два года малыш перенес полиомиелит — парализовало ножки, теперь он мог только сидеть или лежать. А мать не переставала надеяться на чудо, возя его на консультации к лучшим докторам Италии. Лишь через много лет, уже будучи юношей, он сделает первый шаг, и то не самостоятельно — костыли станут его постоянными спутниками. После смерти матери он даже женится, у него родится очаровательная дочка Оливия Маньяни, так похожая на свою бабушку.

фото из открытых источников Интернет

 

В 1944 году в ее жизни произошли еще два не менее знаменательных события: она получила роль в потрясающем фильме "Рим — открытый город" и до бесконечности влюбилась в режиссера этой картины — Роберто Росселлини. Этих двух талантливейших людей — Маньяни и Росселлини — связали боль (у Роберто умер от перитонита восьмилетний сын, Анна страдала из-за болезни Луки), надежды на новый фильм и... конечно же любовь. Анна знала Роберто и раньше, когда он был ассистентом у ее мужа Алессандри- ни, но в то время их связывали чисто дружеские отношения. Сейчас же эти двое словно заново открыли друг друга: Апиа безоговорочно поверила в талант Росселлини-режиссера, а он сделал Маньяни итальянской звездой первой величины.

В 1948 году он снимает специально для Анны фильм "Любовь", составленный из двух новелл. В первой, под названием "Чудо", актриса играет деревенскую дурочку, которая забеременела от бродяги, приняв его за святого. В роли бродяги снялся Федерико Феллини — это была, увы, единственная встреча на экране двух гениев неореализма. Вторая новелла — экранизация пьесы Жана Кокто "Человеческий голос".

Она безоговорочно поверила в талант Росселлини, а он сделал ее итальянской звездой первой величины

Но скоро Ингрид Бергман стала женой и музой Росселлини, мало того — родила ему сына, потом двух дочерей-близняшек...

фото из открытых источников Интернет

 

В начале 50-х Маньяни уезжает в Голливуд, где снимается в нескольких заметных фильмах. По ночам она нередко выходила на темные улицы Рима и кормила бездомных животных фильмах. Даже получает "Оскара" за роль Серафины в картине "Татуированная роза" по пьесе Теннесси Уильямса!

Анна снялась в отличных картинах "Дикий ветер" (1958) и "Из породы беглецов" (1960) — после совместной работы партнеры Энтони Куин и Марлон Брандо стали ее верными друзьями на долгие годы. Но лишь друзьями. После предательства Росселлини сердце отказывалось верить в то, что она вновь способна полюбить.

фото из открытых источников Интернет

 

Общительная, яркая, умная, она все чаще предпочитает одиночество. И опять, как когда-то, находит утешение в том, что ее дом наполнен кошками и собаками, а по ночам, словно привидение, ходит по темным римским улицам с сумками, полными еды, и кормит бездомных животных...

Конечно, Анна продолжает работать, но фильмы этого периода нельзя назвать шедеврами.

Она вернулась в театр, на сцену. Как раз в этот момент Франко Дзеффирелли предложил ей роль доньи Пины в пьесе "Волчица", написанной по одноименному рассказу Джованни Верги. Вот как описывает свою героиню автор: "Она была уже в годах — худая и бледная, точно ее постоянно мучила малярия; только груди ее остались все такими же девически-крепкими и упругими. На бледном лице особенно выделялись свежие красные губы и большие, влекущие к себе, полные соблазна глаза".

фото из открытых источников Интернет

 

Рим рукоплескал своей Наннарелле снова и снова. Казалось, Анна вновь возродилась к жизни.

А в 1972 -м Феллини снял ее в финальной сцене своего фильма "Рим". Камера следует за Анной до самой двери ее дома. У зрителей возникает впечатление, что Феллини хочет о чем-то спросить актрису, но она молчит, лишь поворачивается и входит в дом, дверь которого закрывается за ней навсегда. Тогда же, в 1972-м, Анна узнала, что больна. Страшно, неизлечимо. Рак печени...

Единственным человеком, остававшимся с ней до последней минуты (которому она позволила оставаться рядом с собой), человеком, помогавшим ей справляться с болью и отчаянием, оказался Роберто Росселлини (к тому времени давно расставшийся с Бергман). Он жил в ее доме, в соседней комнате — и она была безмерно благодарна ему за то, что на исходе последних дней не чувствует страшного одиночества, преследовавшего ее всю жизнь. Она простила его и забыла горькую измену.

 

фото из открытых источников Интернет

 

Анна так и не увидела на экране свой последний телефильм, снятый Джанетти. Она умерла всего за несколько минут до начала премьеры. Когда картина окончилась, диктор объявил, что Анны больше нет.

...В день похорон Маньяни (27 сентября 1973 года) были закрыты все учреждения в Риме. Гроб с ее телом стоял в церкви Санта-Мария сопра Минерва прямо на полу без катафалка — как было принято у римской знати. Когда его вынесли на улицу и он словно поплыл над морем людских голов, площадь взорвалась аплодисментами. Никто не скрывал слез, ведь они провожали свою Наннареллу — ту, что стала частичкой и олицетворением Рима. Недаром Федерико Феллини сказал об Анне Маньяни: "Рим — это ты!"

________________________________________

Громкие легенды  

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments