Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Category:

✨ Блестящее воровство DEEP PURPLE: история песен «Child In Time» и «Black Night»


Как известно, воровать не хорошо - в том числе и музыку. Однако бывает так, что музыканты берут какую-то чужую мелодию или рифф, творчески их развивают, и на свет появляется нечто новое, да ещё и лучше первоисточника.

Два ярких примера такого талантливого творческого заимствования нам представила небезызвестная группа DEEP PURPLE...

«Child In Time»


Если вы меня спросите о самой любимой песне этой группы, я долго думать не буду. И это вовсе не набившая оскомину «Смоук Ин Зе Вота», а глобальная 10-минутная композиция «Сhild in Time», завершающая 1-ю сторону виниловой пластинки «In Rock» (1970).

Надо сказать, что буквально за год до этой пластинки DEEP PURPLE выпустили "живую" запись "Концерта для группы с оркестром", которая вызвала недовольство гитариста Ричи Блэкмора. Если основатель группы - Джон Лорд - всегда мечтал породнить рок-музыку с классикой, то амбиции Блэкмора тогда лежали совсем в другой области.
 


Ричи Блэкмор:

«Эта запись (запись песни «Сhild in Time» - С.К.) была своеобразным ответом всему тому, что мы делали с оркестром. Мне хотелось сделать громкую хард-роковую вещь, и я буквально молился, чтобы она такой и получилась. Я боялся, что иначе мы до конца жизни будем играть со всякими оркестрами».
 


Песня получилась блестящей во всех отношениях и понравилась мне даже немного больше, чем другая эталонная хард-прог-композиция - 8-минутная "Stairway to Heaven" от группы LED ZEPPELIN.


Музыка «Сhild in Time» давала такой простор для фантазии, что знать текст казалось вовсе не обязательным. Подростками мы переводили название песни, как «Дитя во времени», и я представлял под вступительные органные звуки, как в космическом пространстве из некоего яйца вылупляется младенец. Музыка постепенно нагнетала напряжение, голос вокалиста Яна Гиллана взмывал выше и выше, а в моём «клипе» дитя быстро взрослело. После чего следовала маршеобразная перебивка и Блэкмора начинал своё неистовое соло — возможно одно из лучших за его карьеру, а мой герой старел и погружался в пучину жизни с ее ужасами, жестокостями и войнами.


 

На пике неистовства музыка снова возвращалась к вступительной части, мой герой стремительно молодел и прятался обратно в скорлупу космического яйца. А с наступлением финальной какофонии, висящая рядом, Земля сгорала в огне (надо понимать ядерной войны)






Как оказалось впоследствии, моя буйная детская фантазия была не так уж далека от смысла, заложенного авторами. Надо сказать, что читать переводы текстов DEEP PURPLE — занятие, по большей части, неблагодарное. Сплошь какие-то сексуальные бэйбы, любовь-морковь, «ну, что, родимая, поехали кататься» и т.д. и т.п.



А вот «Сhild in Time» — редкое исключение. Её текст метафоричен и, по признанию автора слов — Гиллана — отражает состояние человека в период «холодной войны», грозящей перерасти в «горячую» — ядерную. И переводить название надо не как «Дитя во Времени» или «Ребёнок в наше время» (как перевели на советской пластинке), а с учётом запятой, которая, правда, так и не была пропечатана.



Дитя, со временем…

(Перевод Дмитрия Попова)


Милое дитя, со временем

Ты увидишь линию,

Линию прочерченную между хорошим и плохим,

Увидишь слепца стреляющего в мир,

Пули летят собирая жатву.


Если ты был плохим,

Господи! Ну, конечно же ты был им,

И тебя не достал летящий свинец,

Лучше закрой глаза, пригни голову

И жди, пока в тебя не попадет рикошетом.






Некоторые, не без основания, считали, что «Сhild in Time» касается и войны во Вьетнаме. На конверте песню сопровождала подпись «The story of a loser — it could be you (Это история неудачника — им мог быть ты)».



Ян Гиллан:
«При посредстве радиостанции «Свободная Европа» эта песня и ей подобные достигли ушей и сердец наших единомышленников за железным занавесом и, как я узнал много лет спустя, они с огромным облегчением узнали, что и здесь у них есть друзья, которые хотят мира».

 


Спустя какое-то время я узнал ещё одну новость. Оказалось, что органное вступление на «Сhild in Time» было «позаимствовано» из песни «Bombay Calling» психоделической группы IT’S A BEAUTIFUL DAY (только там этот отрывок игрался живее и на скрипке).




 


По воспоминаниям Гиллана идею подал Джон Лорд, который стал импровизировать мелодию «Bombay Calling» на электрооргане:



«...мы подумали, что поиграем с ней, немного изменим и сделаем что-нибудь новое, взяв это за основу».


Судебных разбирательств «обворованные» устраивать гн стали. Вместо этого они взяли ПЁПЛОВСКИЙ инструментал «Wring That Neck» (из альбома "The Book of Taliesyn" 1968 года) и сделали из него песню «Don and Dewey» — теперь для себя.

Ну, а в СССР мелодией «Сhild in Time» воспользовался Владимир Кузьмин в одной из своих ранних песен «Мама» (сравните Гиллановское
«А-а-а!» с Кузьминским «Мама-а!»). Впрочем, это была довольно очевидная цитата для меломанов тех лет.







Как ни странно, Блэкмор отзывался о своём соло на студийной записи «Сhild in Time» с недовольством.



Ричи Блэкмор:

«Гитарное соло, однако, получилось довольно посредственным. В те времена никогда не делалось больше двух-трех дублей, когда дело доходило до гитарных соло. Мне дали пятнадцать минут — считалось, что для гитариста этого вполне достаточно. Пэйси (барабанщик – Ян Пэйс – С.К.) был тут как тут, нервно притопывая ногой и поглядывая на часы, как бы говоря: «Ну, долго ты еще там?». «Да я только-только настроился!» — «Ты что же, значит, еще дольше собираешься сидеть?!». Иногда на концертах я играю это соло много быстрее, чем на пластинке.
 


…Ян Гиллан был, пожалуй, единственным человеком, способным ее спеть. Это был его звездный час. Больше никто не решился бы на подобное «карабкание» по октавам все выше и выше».


После распада DEEP PURPLE Гиллан создаст свою собственную группу и перезапишет «Сhild in Time» в более спокойной пространной манере, чем-то напоминающей PINK FLOYD.







А спустя время он и вовсе перестанет её петь — причём не из принципа (как это делал Роберт Плант с упомянутой "Stairway to Heaven"), а по вполне будничной причине.



Ян Гиллан:

«Эта песня всегда была на грани моих возможностей. А сейчас, когда мне 60, боюсь, уже за гранью. Я и сам расстраиваюсь, что мы не исполняем эту песню, она все-таки много значит для меня и для группы. Но если я её все-таки решусь спеть, то следующую неделю я буду говорить вот таким голосом (еле слышно хрипит)».
 

Впоследствии песню перепоют-переиграют такие исполнители, как Ингви Малмстин, GREGORIAN, певцы Steve Balsamo и Kasia Laska, сопровождающие Джона Лорда в его сольных турах, а также жена Блэкмора — Кэндис Найт, поющая в проекте мужа под названием BLACKMORE’S NIGHT.




 


«Black Night»



Запись альбома «In Rock» была уже практически закончена, когда в студию завалили менеджеры EMI и попросили записать какой-нибудь хит для сингла. Ребята к тому времени устали и, чтобы расслабиться, решили зависнуть в пабе. Наркотиками «пёпловцы» не увлекались, но наклюкаться любили. Изрядно выпив, Блэкмор вдруг сказал Гловеру «А почему бы нам не взять рифф из песни Рика Нельсона «Summertime»?» (основанной, в свою очередь, на известной композиции Гершвина — С.К.).







Пьяная кампания завалилась в студию в начале первого ночи, и на основе чужого риффа быстренько сварганила композицию под названием... конечно же, «Black Night» («Чёрная Ночь»). В процессе музыканты продолжали заимствовать всё, что приходило на ум.

Ян Гиллан:
«Название мы взяли из текста одной старой песни Артура Александера, а ритм украли у CANNAD HEAT (конкретно — из композиции «On The Road Again» — С,К,). Роджер (Роджер Гловер - басист группы - С.К.) и я потом работали над текстом, что было достаточно сложным делом, учитывая то состояние, в котором мы находились. Мы пытались написать наиболее банальные и глупые слова…».




Автор перевода — Em>2pac

https://en.lyrsense.com/deep_purple/black_night


Чёрная ночь – это неправильно.

Не чувствую себя таким уж смышлёным

Мне не хочется сидеть и не отсвечивать.

Может, я обнаружу в конце концов,

Что я свободен, свободен быть собой.

Чёрная ночь – долгий путь из дому.

Мне не нужно тёмного дерева,

Я не хочу видеть штормящего моря.

Я не чувствую, я не вижу.

Может, я обнаружу в конце концов,

Что я свободен, свободен быть собой.

Чёрная ночь – долгий путь из дому.


Чёрная ночь, чёрная ночь

Мне не нужна чёрная ночь.

Я не вижу тёмной ночью.

Может, я обнаружу в конце концов,

Что я свободен, свободен быть собой.

Чёрная ночь – долгий путь из дому.






Они быстро вручили композицию менеджерам - лишь бы на время от них отделаться. Никаких надежд на «Black Night» музыканты не возлагали (в оригинальное издание альбома она, например, не вошла) — считали, что в лучшем случае добьют ей какой-нибудь стоящий сингл. Но руководители EMI посчитали иначе и не прогадали.

cингл «Black Night» вышел в июне 1970 года и неожиданно занял 2-е место в Британском топе. Забавно, что песня, записанная в алкогольном угаре и спустя рукава, станет наивысшим достижением в сингл-чартах за всю карьеру DEEP PURPLE.




Роджер Гловер

«Перед нами тут же открылось множество новых дверей. Я помню, как мечтал увидеть «In Rock» в чартах, но уже после сингла «Black Night» мы были везде: про нас писали в газетах, начали окупаться концерты, публика повалила…».

P.S.

В комментарии к этой статье Алексей Борман указал ещё один возможный источник вдохновения для "Black Night" - песню 1966 года "We Ain't Got Nothin' Yet" от группы The Blues Magoos. Сходство, действительно, наблюдается.
 





__________________________________________________

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment