Dmitry Shvarts (dmitry48) wrote,
Dmitry Shvarts
dmitry48

Categories:

Прогулки по Парижу. Легенды Пер-Лашез

Оригинал взят у nikolai_endegor в Прогулки по Парижу. Легенды Пер-Лашез
Парижское кладбище Пер-Лашез больше напоминает музей: сюда приходят прикоснуться к пластам истории, посмотреть на прекрасные скульптуры, вспомнить любимых героев... Есть тут специальные экскурсии, многие гуляют с путеводителями, на крайний случай у входа всегда можно приобрести план с обозначениями самых интересных мест

DSC_5547-2

Кладбище открылось в 1804 году и довольно быстро стало успешным коммерческим предприятием: архитектор Николя Фрошо, бывший одновременно совладельцем кладбищенской земли, убедил городские власти перезахоронить сюда прах Мольера и Лафонтена, а затем Абеляра и Элоизы. Благодаря этому кладбище набрало популярность и превратилось в место упокоения выдающихся деятелей культуры, науки и искусства, а также людей, внёсших вклад в историю Франции.




Абеляр и Элоиза

Пьер Абеляр (1079–1142) был признанным философом-богословом, который ясностью и красотой изложения превосходил других учителей Парижа, тогдашнего средоточия философии и богословия. В это время в Париже жила Элоиза - 17-летняя племянница каноника Фульбера, славившаяся красотой, умом и познаниями. Абеляр влюбился в нее, Элоиза отвечала ему полной взаимностью. Абеляр стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюблённых наслаждались полным счастьем, пока об этой связи не узнал Фульбер. Попытка последнего разлучить любовников привела к тому, что Абеляр переправил Элоизу в Бретань, где она родила сына, и где, не желая этого, втайне обвенчалась с Абеляром. Вскоре, однако, Элоиза вернулась в дом дяди и отказалась от брака, искренне веря, что брак означает для Абеляра бесчестие и конец его карьеры философа; при этом она желела оставаться его сожительницей. Фульбер же из ненависти и мести приказал оскопить Абеляра, чтобы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. Любовь Элоизы и Абеляра закончилась трагически: оба ушли в монастыри. Позже Элоиза стала настоятельницей монастыря Аржантей и аббатисой монастыря Параклет. Когда Абеляр умер, Элоиза перевезла его прах в свой монастырь, чтобы соединиться с ним после смерти. В 1814 году останки Абеляра и Элоизы перенесли на Пер-Лешез.

DSC_5073-2


DSC_5128-2

Переписка влюбленной монахини и всемирно почитаемого философа сохранилась и является одним из шедевров эпистолярного жанра. Она переведена на многие языки мира и потрясает читателей мощью и величием человеческих страстей. Из писем Элоизы в монашестве:

О, мой благородный, как мало пребывали мы в этом супружестве! Преступница, должна ли я была выйти за тебя замуж, чтобы навлечь на тебя несчастье?

Ты мой Бог... ты единственный обладатель как моего тела, так и моей души... если она не с тобой, то ее нет нигде: поистине без тебя моя душа никак существовать не может. Какая королева, какая принцесса не позавидовала бы тем моим радостям, которые я испытала с тобой в постели?!

Из всех страдалиц я - самая жалкая. Из всех женщин я - несчастнейшая. Чем большим было мое счастье, когда ты любил меня больше всего на свете, тем горше мои страдания сейчас, после твоего падения и моего позора. Ибо чем выше скала, тем губительнее падение с нее.

Юность и любовь, пережитые мною, только разжигают во мне желание и тем самым приносят мучения плоти. У меня нет твоей силы духа, и потому превозмочь искушение мне нелегко. Люди зовут меня святой, но в сердце ко мне им не заглянуть, и потому они не знают о том, что святость моя лицемерна. Я кажусь им святой за целомудренную жизнь, однако истинное целомудрие кроется не в теле, а в душе человека.

DSC_5084-2




Эдит Пиаф (1915 - 1963)


Эдит родилась в бедной семье и к шести годам почти ослепла от лишений и болезней. Зрение неожиданно вернулось к ней после паломничества в Лизье к могиле Св.Терезы. Но глаза её так и не наполнились солнечным светом; Жан Кокто, влюблённый в Эдит, называл их "глазами прозревшего слепца". С девяти лет девочка зарабатывала уличным пением. Когда Эдит исполнилось двадцать, ее её заметил Луи Лепле, владелец кабаре на Елисейских Полях, и пригласил выступать в своей программе. Он научил её петь с аккомпаниатором, выбирать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене. Лепле нашёл для Эдит сценическое имя — Пиаф («воробушек»). В рваных туфлях она пела на улице: «Родилась, как воробей, прожила, как воробей, умерла, как воробей». Первые же выступления увенчались большим успехом...

Piaf-edith-piaf-12563334-454-675

После неожиданной смерти Лепле, большую роль в судьбе Эдит Пиаф сыграл поэт Раймон Ассо. В это трудное для нее время он поддержал молодую певицу, взял на себя развитие ее карьеры, написал для неё несколько песен. Раймонд выступал как её наставник, учил Эдит культуре и этикету. Вместе с Маргарит Монно, которая стала постоянным композитором Эдит Пиаф, он создал для Пиаф персональный репертуар, отражающий её уникальный голос и опыт. Прошли первые триумфальные концерты. Эдит стала возлюбленной и музой Раймона, а для тысяч французов - настоящим кумиром. Судьба окончательно связала ее с песней...

Edith-Piaf1

Последующая жизнь Эдит Пиаф была и трудной, и во многом трагической. Она любила, но ее избранник Марсель Сердан погиб в авиакатастрофе. Ни с одним из других своих возлюбленных она не смогла создать нормальной семьи. Только музыка, сцена, и грандиозный успех оставались неизменными. В 46 лет у Эдит обнаружили рак, а в 48 она скончалась. Во время похорон певицу провожали больше 40 тысяч человек. Эдит Пиаф практически вернулась домой: от дома №72 по улице Бельвиль, где она родилась, до ее могилы на Пер-Лашез всего несколько минут ходьбы...

DSC_5392-2

В одной могиле с Эдит похоронен Теофанис Ламбукас, ее последний муж. Она познакомилась с ним за год до кончины, уже будучи смертельно больной и... полюбила. Мало кто верил сначала, что возможна искренняя любовь 26-летнего парня к больной женщине "за 45". Однако же это случилось: Тео любил Эдит, уже почти инвалидку, изможденную алкоголем, наркотиками, утратами. Как горько шутили "он был вдвое выше, вдвое младше и любил ее вдвое больше, чем она его". Их брак был счастлив, но совсем недолог: Эдит умерла на руках Тео в первую годовщину их свадьбы, а через несколько лет погиб в автокатастрофе и ее молодой избранник.

DSC_5389-2




Жорж Бизе (1838-1875)

Жизнь не баловала композитора успехами: его произведения как правило не оценивались современниками, в лучшем случае они исполнялись несколько раз, а затем снимались с репертуара. Постоянная нехватка средств заставляла Бизе зарабатывать переписыванием чужих партитур, переложением опер для фортепиано. "Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части... Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги..." - писал Бизе.

Georges_bizet

Но музыкальный театр постоянно манил композитора. В 1874-1875 годах он работал над новой оперой. Прототипом главной героини - Кармен - должна была стать неистовая Могадор - певица, графиня, писательница, куртизанка, которую Бизе страстно любил ее, но потом вынужден был оставить из-за ее трудного характера и хронической нехватки средств. Музыка оперы, которая выходила из-под пера, не давала Бизе спать. И вот, наконец, премьера "Кармен". Зал Парижской оперы был полон. Бизе, стоя за кулисами, холодел от страха. Закончился первый акт: холодный прием, жидкие хлопки. Постановка оказалась весьма посредственной, а музыку никто не оценил. Бизе был буквально раздавлен, от отчаяния он бросился в холодную воду Сены и наутро свалился с лихорадкой. Пришла глухота, немели руки и ноги. Затем случился сердечный приступ. Композитор то приходил в сознание, то бредил. Ровно через 3 месяца после провальной премьеры Жорж Бизе умер, так и не узнав, что создал самую знаменитую оперу всех времен...

DSC_5179-2

Всего через четыре месяца после смерти композитора "Кармен" имела феерический успех в Венской опере. А через год после злополучной первой постановки оперу с триумфом поставили почти на всех крупных сценических площадках Европы. В 1878 году Чайковский писал: «Я убежден: лет через десять "Кармен" станет самой популярной оперой в мире». Так и произошло.

RO

Одна из афиш "Кармен" (автор Рафал Ольбинский)




Колумбарий

В колумбарии Пер-Лашез покоятся урны с прахом нескольких десятков тысяч человек. Это большое двухэтажное каре, в центре которого находится крематорий, облик которого явно отсылает к архитектуре собора Святой Софии в Стамбуле. Только вместо минаретов у крематория трубы...

DSC_5258-2


Я шел в колумбарий, чтобы посмотреть на ячейку под номером 6685, о которой речь впереди, но поднявшись на второй этаж галереи неожиданно увидел прислоненные к стене балетные тапочки и выбитое на черном мраморе имя: Айседора Дункан (1877-1927).

Какой человек, какая судьба...

DSC_5245-2

Танцевальные номера Айседоры были похожи на ожившие сцены с греческой вазы: развевающийся красный шарф, легкий до неприличия греческий хитон, сквозь который угадывалась обнаженная кожа, босые ноги, летящие волосы, свободный стиль танца, гениальные импровизации, которые танцовщица создавала под любую музыку, которая играла в этот момент…

AD

Говорят, Айседора сделала для раскрепощения женщин больше чем любой кутюрье и все феминистки. Она бывала везде: в Европе, Америке, России и всюду ее танец производил фурор. В 1921 она приехала в Москву "учить большевиков танцевать". Здесь она стала женой Сергея Есенина, и, хотя союз их не был счастливым, она искренне любила поэта и даже пыталась покончить с собой после его смерти.

В 1925-м Айседору спасли, но рок оказался неумолим: в 1927-м она трагически погибла, когда конец ее длинного красного шарфа застрял во время езды в задней оси открытого автомобиля. Крепкая ткань намоталась на колесо и сдавив горло разорвала сонную артерию. Смерть Айседоры наступила мгновенно.

AD2




В ячейке колумбария №6685 покоится прах одной из самых противоречивых фигур нашей истории - батьки Махно.

Нестор Махно (1888 - 1934)

DSC_5247-2

В советское время Махно называли бандитом, ему часто приписывали гротескно-отрицательные черты. Но он не был ни разбойником, ни клоуном, ни антисемитом. Как убежденный анархист Махно всегда боролся за свою локальную "народную" правду, противостоя всякой власти, которую он считал поработительной для крестьян. В 1917м он раздавал землю, в 18м воевал против немецких и гетманских войск, бил петлюровцев. В 19м вместе с Красной армией сражался против Деникина, но затем порвал с красными и перешел к партизанской войне "против всех". В 20м он снова был в союзе с красными, но после победы над Врангелем Красная армия повернулась против махновцев и в конце концов разбила их...

NM

В 1921 году тяжело раненый Махно с остатками своих людей переходит в Румынию, где его заключают в лагерь. Через год он бежит оттуда и оказывается в Польше. Там его пытаются уговорить с одной стороны украинские националисты, с другой - польские коммунисты, но он отказывает и тем и другим, после чего оказывается в тюрьме, а затем на поселении. С помощью эмигрантов-анархистов Махно получает разрешение на выезд в Германию, но там его захватывают агенты Коминтерна и везут в Берлин для передачи в Советское посольство. По дороге Махно выбрасывается из машины и сдается немецкой полиции, после чего ему помогают перебраться в Париж. Там Махно продолжает политическую деятельность, его даже зовут возглавить революцию в Испании, но он уже физически не в силах это осуществить из-за старых ран и обострившейся болезни. В 1934 году Нестор Махно умер от туберкулеза, а прах его был захоронен на Пер-Лашез.




Антуан-Огюст Пармантье (1737 - 1813)

Пармантье сделал для Франции такую же великую вещь, которую Петр I сделал для России: он научил французов есть картошку. В XVIII веке картофель во Франции выращивался исключительно на корм скоту, считалось что людям он вреден и даже вызывает проказу. Агроном Пармантье обнаружил, что картофель безвреден для здоровья и обладает высокими вкусовыми и питательными качествами. Благодаря его усилиям, Парижский медицинский факультет объявил в 1772 картофель съедобным.

POSTE-1956-32

Пармантье пришлось столкнуться со значительным сопротивлением своей деятельности, его даже изгнали из Дома инвалидов, где он работал фармацевтом. Тогда Пармантье занялся пропагандой картофеля среди французов, активно используя всевозможные рекламные трюки, впоследствии вошедшие в легенду. Он давал званые обеды, где угощение состояло в основном из блюд, приготовленных из картофеля, на которое приглашал знаменитостей, он подносил королевской чете букеты из цветов картофеля и т.п. Король Людовик XVI пожаловал Пармантье участок бедной земли на западе от Парижа, на которых тот занялся выращиванием любимого картофеля. Днём он специально выставлял вокруг грядок вооружённых охранников, привлекавших внимание и любопытство, а на ночь сторожа удалялись, позволяя людям спокойно "украсть" клубни.

Важной вехой в борьбе за признание картофеля стал неурожайный 1785 год, когда именно употребление картошки в пищу помогло победить голод на севере Франции. В последние месяцы первой Парижской коммуны (1795) картофель активно выращивался в осаждённом Париже, даже в саду Тюильри, чтобы уменьшить голод. В том же году Пармантье был избран членом Академии Наук.

DSC_5331-2




Вид с центральной аллеи Пер-Лашез. Вдали виден Пантеон - усыпальница самых знаменитых людей Франции

DSC_5477-2


Продолжение следует
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments